Институциональное регулирование инновационного типа устойчивого развития
На наш взгляд, государственное регулирование должно ставить следующие задачи для достижения инновационного типа устойчивого развития:
- содействие повышению инновационной активности промышленного комплекса;
- сочетание государственного регулирования с эффективным функционированием рыночного механизма устойчивого развития.
Сам механизм регулирования инновационного типа устойчивого развития представлен на рисунке 3 3.4.
|
Основной задачей институционального регулирования инновационного типа устойчивого развития является выбор приоритетов, генеральных стратегических направлений и ориентиров эффективного научно-технологического и социально-экономического развития. Институциональное регулирование инновационного типа устойчивого развития, обусловлено решением следующих задач, а именно:
- анализ текущей экономической ситуации, ее формализация;
-диагноз политической ситуации, способствующей устойчивому состоянию экономических систем;
- синтез подходов, инструментов для формирования институциональных решений необходимых для достижения устойчивого развития;
-формирование формальных рамок государственного регулирования устойчивого развития.
С другой стороны, государственное регулирование процесса формирования устойчивого развития, за счет инновационного типа, определяется следующим:
Во-первых, далеко не каждый хозяйствующий субъект обладает достаточными средствами для осуществления состояния устойчивости, за счет инновационной составляющей. Проведение НИОКР становится все более дорогостоящим, еще больших затрат требует реализация нововведений. Как правило, это значительные капиталовложения, связанные с техническим переоснащением производства, расходы на поиск и приобретение научно-технической информации, прогнозирование конъюнктуры, обучение персонала, организационные мероприятия. Кроме того, определенных затрат требуют экспертиза, патентование, сертификация продукции и т.д.[15,19,23]. Для решения данной проблемы государственные органы выполняют функцию аккумулирования денежных средств на научные исследования и инновации [1-2,80,98,101]. Необходимая концентрация финансовых ресурсов может достигаться как за счет действия общих механизмов перераспределения через бюджет, так и за счет создания специальных фондов (НИОКР). В ряде случаев государство может концентрировать, требуемые для осуществления инновационной деятельности интеллектуальные, материально-технические ресурсы.
Во-вторых, в случае изолированного осуществления инноваций в условиях промышленного комплекса, растет неоправданное дублирование затрат на НИОКР, что ведет к существенным потерям как для отдельных предприятий, так и для экономики в целом. Определяя приоритеты в сфере инновационного типа устойчивого развития, государство выполняет функции координатора инновационной деятельности, для дальнейшей реализации устойчивого развития экономики в целом. Для достижения общих стратегических ориентиров устойчивого развития, государство содействует кооперации и взаимодействию различных элементов инфраструктуры в осуществлении инновационного типа устойчивого развития.