Институциональное регулирование инновационного типа устойчивого развития
- разработка предложений об изменении налогового законодательства, обеспечивающих значительное повышение инновационной активности [66, стр. 407-406].
Следует отметить, что государственное регулирование инновационного типа устойчивого осуществляется на федеральном и региональном уровнях. Это объясняется тем, что у каждого субъекта Российской Федерации, свои особенности экономического развития, стартовые условия для инновационного типа устойчивого развития, поэтому необходимо адаптировать государственные механизмы федерального уровня под условия того или иного региона.
На федеральном уровне регулирование призвано обеспечить соответствующие условия, в том числе привлекать частный капитал к инновационной деятельности. Механизм формирования государственных средств для эффективного развития элементов инфраструктуры инновационного типа устойчивого развития представлен следующими источниками:
-прямое финансирование инновационных проектов из бюджета различных уровней;
- льготное кредитование и субсидирование;
- мобилизация средств целевых внебюджетных фондов;
- предоставление государственных гарантий частным инвесторам.
В России функционируют специализированные государственные органы (Госкомитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства), которые финансируют предпринимательские проекты и предоставляют государственные гарантии под кредиты коммерческих банков и других финансовых структур.
Кроме гарантий, государство может создать благоприятную институциональную среду для формирования и эффективного функционирования системы страхования инновационных проектов. Выведение определенной суммы страховых взносов и премий из облагаемой налогом прибыли страхователей инновационных проектов позволит привлечь к инновационной деятельности средства частного капитала.
В институциональные рамки федеральной поддержки входит увеличение количества действующих инновационных структур и соответственно работающих в тесном контакте с ними инновационных фирм и рыночных структур, т.е. институтов второго порядка.
Поскольку инновационной деятельностью сегодня с развитой степенью эффективности занимаются многие многопрофильные и специализированные организации, включая государственные научные центры, планируется использовать уже действующие организации, отдав предпочтение наиболее продвинутым в деле коммерциализации научно-технических результатов и технологий [11].Такие организации на конкурсной основе получают статус ИТЦ федерального значения и играют роль базовых элементов инфраструктуры обеспечивающей инновационный тип устойчивого развития, выполняя при этом функции «опорных точек роста».
Региональная инновационная политика в первую очередь ориентирована на решение территориальных проблем, к числу которых относится эффективное использование материального, сырьевого, трудового потенциала.
Мерами реализации региональной инновационной политики выступают программы (проекты) по повышению конкурентоспособного потенциала приоритетных для региона производств посредством привлечения частных институциональных инвесторов (коммерческих банков, инвестиционных фондов и д.р.) к реализации инноваций. Поскольку использование инноваций обеспечивает монопольно высокий предпринимательский доход, местные органы власти заинтересованы в повышении уровня регионального инновационного потенциала и интенсификации инновационной активности.