Институциональное регулирование инновационного типа устойчивого развития
В таблице 3.3.2 показано финансирование комплексов за счет средств ФАИП.
Таблица 3.3.2
Финансирование и использование средств ФАИП по комплексам
в январе-мае 2009 г.
Финансирование за счет государственных капитальных вложений, млрд. руб. |
Использование средств за счет всех источников финансирования, млрд. руб. | |
Производственный комплекс |
84,18 |
24,29 |
Социальный комплекс |
49,15 |
22,63 |
Специальный комплекс |
28,87 |
18,21 |
Всего в январе-мае 2009 года, использовано государственными заказчиками 65,14 млрд. рублей государственных капитальных вложений, или 11,0% годового лимита средств, предусмотренных на их строительство (см. рисунок 3.3.1).
Рис. 3.3.1.
Уровень финансирования и
использования бюджетных инвестиций
В среднем по России за 5 месяцев 2009 года, было использовано 40,2% от общего объема профинансированных средств за счет всех источников финансирования, при этом использование средств, в рамках производственных комплексов ниже средних значений.
Таким образом можно выделить, что государственное регулирование процессов направленных на устойчивое развитие, в рамках инновационного подхода использует следующий инструментарий:
- социально-экономические и научно-технические прогнозы государственной политики в области финансов, цен, денежного обращения, воспроизводственной структурной политики;
- государственно-административные, общеэкономические и рыночные регуляторы;
- федеральные и региональные программы, балансы и модели оптимизации экономических процессов;
- государственные заказы и современные контрактные системы;
- индикативные механизмы и регуляторы деятельности государственных предприятий, а также организаций других форм собственности;
- механизм интеграции регуляторов и структур.
Отраслевой критерии механизма институционального обеспечения позволяет определить приоритеты и направления государственной поддержки устойчивого развития. Следует отметить, что данный критерий позволяет выделить диспропорцию в государственной поддержке, поскольку существует значительная разница в степени поддержки государством крупного производственно-хозяйственного комплекса и малой инновационно -производственной фирмы.
Процесс государственного регулирования зависит во многом от макроинновационных стратегий. Общая типология макроинновационных стратегий рассматривалась Аньшиным В.М., Кудиновым Л.Г [ ] и приведена на рис. 3.3.2.
Диапазон охвата государством научно-технических сфер и
направлений инновационной деятельности в промышленном комплексе.
Как правило, данный классификационный признак предполагает выделение двух стратегий — всеобщей и селективной. Рассматриваемый диапазон может быть различным и определяется следующими основными факторами: развитостью государственного сектора научно-технической сферы, наличием средств государственного бюджета, развитостью фирменной науки и уровнем развития рынка нововведений.