Институциональное регулирование инновационного типа устойчивого развития

- масштаб осуществления (микро, мезо и макро уровень);

-характер регулирования (прямое, косвенное);

- сроки (краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные).

Многообразие критериев обусловлено многофакторностью самого объекта институционального регулирования, т.е. сложностью институциональной среды устойчивого развития. Институциональное регулирование отражает комплексность процесса становления инновационного типа устойчивого развития.

Государственное регулирование устойчивого развития, на основе инновационного типа развития, претерпевало радикальные подходы. За годы реформ 90-х годов, финансирование инфраструктуры инновационного развития экономических систем, из государственного бюджета, по оценкам различных исследований уменьшились в 6-10 раз. Более того, бюджет 2002 года уменьшил государственную поддержку инновационной сферы с 22,5 до 21,3%. Однако в рамках концепции долгосрочного развития 2020, приоритеты отводятся именно ориентации на инновационный тип развития. По прогнозам на 2020 год, доля предприятий осуществляющих технологические инновации будет составлять 40-50% от общего количества, в то время как на 2007 год этот показатель составлял лишь 9,5%. Удельный вес инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции будет доведен до 25-35% в 2020 году по сравнению с 5,5%, внутренние затраты на исследования и разработки составят 2,5-3,0% ВВП в 2020 году (2007 г. - 1,1%), из них за счет частного сектора больше половины.

На наш взгляд, следует рассматривать государственное регулирование инновационного типа устойчивого развития, через взаимодействие промышленной и инновационной политик. Именно государственное регулирование определяет «границы» функционирования хозяйственных субъектов и посредством используемых прямых и косвенных методов осуществления инновационной и промышленной политики. Одной из базовых преференций государства является сосредоточение усилий на сохранении инновационного потенциала для достижения устойчивого развития экономики.

Промышленная политика России ориентированная на устойчивое развитие, одной из своих целей ставит повышение глобальной конкурентоспособности промышленной продукции, это приведет к структурным изменениям промышленного комплекса (см. таблица 3.3.1).

Таблица 3.3.1

Изменение структуры промышленного производства в рамках концепции 2020

Доля в промышленном производстве

2005

2020

ТЭК

43

26

Машиностроение

13

22

Сырьевой комплекс

30

35

Потребительский комплекс

12

12

В тоже время, основной смысл инновационной политики состоит в том, чтобы сохранить в максимальной степени накопленный научно-технологический потенциал и развивать для этого необходимую инфраструктуру, запускающую инновационные процессы, в последующем для формирования устойчивого состояния системы.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7