Институциональное регулирование инновационного типа устойчивого развития
Рис. 3.3.2 Типология макроинновационных стратегий
Два первых фактора определяют возможности государства воздействовать на научно-техническое развитие экономики. Чем масштабнее государственный сектор НИОКР, тем в большем количестве научно-технических областей исследования и разработки могут осуществляться под патронированием государства.
Характер перемещения технологии.
В
зависимости от поставленных целей и инновационных задач могут быть избраны различные формы движения технологий от более низких уровней к более высоким. Можно назвать две основные стратегии, реализующие названные типы развития: стратегию последовательных инноваций и стратегию технологического рывка.
Характер генерации идей.
Задача повышения конкурентоспособности в высокотехнологичных областях на мировом рынке может быть решена двумя основными способами — на имитационной основе, т. е. за счет заимствования зарубежных технологий, и на основе собственно отечественных нововведений. Третий подход реализуется на основе симбиоза двух указанных способов.
Характер поддержки инновационных процессов.
Поддержка инновационных процессов со стороны государства может быть прямой и косвенной (ниже подробно мы рассмотрим методы прямого и косвенного воздействия). И в том и в другом случае поддержка ориентирована на различные стадии инновационного процесса — на исследования, разработки, производство. Государственная поддержка может быть направлена в сферу как внутренних, так и внешних инновационных процессов.
Рассматривая аспекты формирования макроинновационных стратегий на мезоуровне (региональном уровне), становится очевидным их инвариантность. В зависимости от ресурсных возможностей региона и его инновационного потенциала можно сочетать стратегии с учетом индивидуально-дифференцированного подхода. Для многих регионов характерна практика смешанных стратегий, что продиктовано спецификой степени государственного участия, а также научно-технологическими, техническими и социально-экономическими приоритетами. Отметим, что макроинновационные стратегии мы рассматриваем в качестве механизма реализации государственной инновационной политики направленной на формирование устойчивого развития крупных производственно-хозяйственных комплексов.
Определенная на государственном уровне макростратегия реализуется посредством размещения централизованных ресурсов по предприятиям и организациям конкретных территорий. Эти предприятия и организации используют местные сырьевые, производственные и трудовые ресурсы, производственную, образовательную и научную инфраструктуру. Если какой-либо из указанных элементов недостаточно развитии, то возможности реализации макроинновационной стратегии на данной территории существенно ограничиваются.
Необходимость учета отраслевой проблематики на мезоуровне связана и с тем, что любой КПХП должен быть заинтересовано в устойчивом развитии на долгосрочную перспективу. На рисунке 3.3.3 представлен механизм формирования стратегических ориентиров на устойчивое развитие промышленного комплекса.
Макроэкономическая стратегия устойчивого развития, может быть реализована двумя путями: концентрацией ресурсов в высокоразвитых КПХК с целью максимально полного использования их потенциала, и распределением ресурсов между предприятиями входящих в промышленный кластер, с целью увеличения суммарного территориального научно-технического потенциала. Второй путь предполагает создание на периферии научно-технических и производственных объектов и соответствующей инфраструктуры. Отметим, что второй путь, несмотря на то, что он существенно дороже, чаще используется на практике, так как многие макро - инновационные проекты технологически требуют территориальной локализации (например, нефтехимические, химические проекты).