Институциональное регулирование инновационного типа устойчивого развития

Рис. 3.3.2 Типология макроинновационных стратегий

Два первых фактора определяют возможности государства воздействовать на научно-техническое развитие экономики. Чем масштабнее государственный сектор НИОКР, тем в большем коли­честве научно-технических областей исследования и разработки могут осуществляться под патронированием государства.

Характер перемещения технологии.

В

зависимости от поставленных целей и инновационных задач могут быть избраны различные формы движения технологий от более низких уровней к более высоким. Можно назвать две основные стра­тегии, реализующие названные типы развития: стратегию после­довательных инноваций и стратегию технологического рывка.

Характер генерации идей.

Задача повышения конкурентоспо­собности в высокотехнологичных областях на мировом рынке мо­жет быть решена двумя основными способами — на имитационной основе, т. е. за счет заимствования зарубежных технологий, и на основе собственно отечественных нововведений. Третий подход реализуется на основе симбиоза двух указанных способов.

Характер поддержки инновационных процессов.

Поддержка инновационных процессов со стороны государства может быть прямой и косвенной (ниже подробно мы рассмотрим методы прямого и косвенного воздействия). И в том и в другом случае поддержка ориен­тирована на различные стадии инновационного процесса — на ис­следования, разработки, производство. Государственная поддерж­ка может быть направлена в сферу как внутренних, так и внешних инновационных процессов.

Рассматривая аспекты формирования макроинновационных стратегий на мезоуровне (региональном уровне), становится очевидным их инвариантность. В зависимости от ресурсных возможностей региона и его инновационного потенциала можно сочетать стратегии с учетом индивидуально-дифференцированного подхода. Для многих регионов характерна практика смешанных стратегий, что продиктовано спецификой степени государственного участия, а также научно-технологическими, техническими и социально-экономическими приоритетами. Отметим, что макроинновационные стратегии мы рассматриваем в качестве механизма реализации государственной инновационной политики направленной на формирование устойчивого развития крупных производственно-хозяйственных комплексов.

Определенная на государственном уровне макростратегия реализуется посредством размещения централизованных ресурсов по предприятиям и организациям конкретных территорий. Эти предприятия и организации используют местные сырьевые, производственные и трудовые ресурсы, производственную, образовательную и научную инфраструктуру. Если какой-либо из указанных элементов недостаточно развитии, то возможности реализации макроинновационной стратегии на данной территории существенно ограничиваются.

Необходимость учета отраслевой проблематики на мезоуро­вне связана и с тем, что любой КПХП должен быть заин­тересовано в устойчивом развитии на долгосрочную перспективу. На рисунке 3.3.3 представлен механизм формирования стратегических ориентиров на устойчивое развитие промышленного комплекса.

Макроэкономическая стратегия устойчивого развития, может быть реализована двумя путями: концентрацией ресурсов в высокоразвитых КПХК с целью максимально полного использования их потенциала, и распределением ресурсов между предприятиями входящих в промышленный кластер, с целью увеличения суммарного территориального научно-технического потенциала. Второй путь предполагает создание на периферии научно-технических и производственных объектов и соответствующей инфраструктуры. Отметим, что второй путь, несмотря на то, что он существенно дороже, чаще используется на практике, так как многие макро - инновационные проекты технологически требуют территориаль­ной локализации (например, нефтехимические, химические проекты).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9