Институциональное регулирование инновационного типа устойчивого развития
К индикаторам инновационного типа устойчивого развития можно отнести:
- экономические индикаторы, которые отражают экономические результаты и тенденции функционирования промышленных комплексов, выявляют потенциальные угрозы в отраслях;
- политические индикаторы, которые отражают общую ситуацию в стране или регионе, способствующую к устойчивому состоянию экономических и хозяйствующих субъектов;
- индикаторы инновационной активности отражают макроэкономические результаты инновационной деятельности.
Комплекс индикаторов позволяет государству и региональным органам управления составить представление о состоянии экономической системы, что позволит разработать корректирующие меры для достижения устойчивого развития.
Существует широкий набор апробированных экономических инструментов государственного регулирования инновационного развития экономических систем. Выбор того или иного их сочетания зависит в каждом конкретном случае от региональных особенностей инновационных систем, а также от задач и направлений развития региона.
Выводы по третьей главе:
1. Сформирован, в рамках институционального подхода, социально-экономического генотип промышленного комплекса, для которого характерен инновационный тип устойчивого развития с доминированием институтов власти и собственности.
2. Доказано, что к «институтам второго порядка» можно отнести элементы инфраструктуры устойчивого развития. Определено, что интенсивность влияния институтов второго порядка зависит от степени развития институциональной среды и доминирования институтов власти и собственности, в свою очередь эффективность доминирующих институтов зависит от уровня трансакционных издержек.
3. Предложен подход, рассматривающий инфраструктурное обеспечение как трехфакторную модель, а именно взаимодействие рыночного, инновационного и институционального факторов. Взаимодействие внутри выделенных факторов формирует базовое направление для инфраструктурной подсистемы устойчивого развития, при этом формироваться новые интегрированные направления взаимодействия инфраструктурной подсистемы на микро, мезо и макро уровнях.
4. Разработана многоуровневая классификация институтов второго порядка на основе аксиологического подхода. В рамках данного подхода, институциональная среда рассматривается, как вектор развития институтов второго порядка.
5. Разработан механизм институционального регулирования инновационного типа устойчивого развития, в основе которого заложена модель инновационной политики устойчивого развития.
6. Разработанная модель инновационной политики предполагает упорядочение направлений инновационного типа устойчивого развития и формирования на этой основе долговременных конкурентных преимуществ, что предполагает выработку организационных, административных и экономических мер способствующих повышению значимости инфраструктурного обеспечения при формировании устойчивого развития промышленного комплекса.
7. Доказано, что институциональное регулирование предполагает использование инструментария индикативного планирования. Индикативное планирование является механизмом координации действий и интересов государства и других субъектов экономики, т.е. предполагает согласование деятельности триады «государство - отрасль- предприятие» в процессе программно-целевого регулирования.