Институциональное регулирование инновационного типа устойчивого развития
Поддержание экономического роста, основу которого в современных условиях устойчивого развития составляют инновационные процессы, является важной задачей государства в условиях рынка. Государственное регулирование инновационного типа устойчивого развития осуществляется через ряд механизмов и инструментов инновационной политики, которую можно обозначить как элемент системы государственного регулирования, состоящий в согласованности инновационной политики со всеми видами государственной экономической политики, то есть использовании единых экономических инструментов государственного воздействия, соответствующих выбранному курсу состояния устойчивости.
Институциональное воздействие, обеспечивающее устойчивое развитие, относится к регулирующему процессу. Регулирование процесса формирования инфраструктурного обеспечения устойчивого развития проявляется в комплексной и системной поддержке, в основе которой заложен процесс формирования инновационного составляющего устойчивого развития посредством соответствующей инфраструктуры. Институциональное регулирование включает в себя государственное регулирование, поскольку институт власти является базовой категорией формирования формальных правил и ограничений для любой экономической системы любого уровня.
Роль государства при формировании институтов отражена в неоинституциональной теории, Д.Норт определил государство «…как организацию со сравнительными преимуществами реализации насилия, распространяющимися на географический район, границы которого устанавливаются его способностью облагать налогом подданных». Поэтому роль государства в экономическом процесс двояка, с одной стороны оно может способствовать созданию эффективных рыночных институтов, с другой, наоборот, создать институциональную структуру, которая не позволит проявиться преимуществам конкурентного порядка из-за монопольной власти и других факторов, ведущих к росту трансакционных издержек. Это в свою очередь, зависит от тех условий в которых происходит координация экономических субъектов.
По мнению Белокрыловой О.С., Вольчик В.В., Мурадова А.А. существуют два подхода к анализу государственной политики в рамках институциональной исследовательской программы – экзогенный и эндогенный [ ].
В основе экзогенного подхода заложена внешняя зависимости между определенными мерами и происходящими экономическими процессами, причем данная зависимость строго казуальная. Такой подход не предусматривает специального анализа внутренних механизмов функционирования системы, на которую направлено воздействие, а также их изменение.
Эндогенный подход, основан на изменениях в результате проведения мер государственной экономической политики, в рамках ценностных установок и механизмов взаимодействия субъектов системы, на которую направлено воздействие такой политики. Эффективность применяемых экономических инструментов зависит от согласованности векторов экономической политики и внутренних (институциональных) изменений в обществе. Меры государственного регулирования экономики, включая и институциональные инновации, должны согласовываться как с теоретическими моделями, «экономической целесообразностью», так и возможностями государства по их реализации.
На наш взгляд, можно выделить дифференцированные методы государственного регулирования инновационного типа устойчивого развития, основанные на следующих критериях:
- инструменты воздействия, через непосредственное государственное вмешательство (министерства, ведомства);