Институциональное регулирование инновационного типа устойчивого развития
Представленная выше модель инновационной политик предполагает упорядочение направлений инновационного типа устойчивого развития и формирования на этой основе долговременных конкурентных преимуществ. Оно подразумевает выработку организационных и административных мер в дополнение к экономическим мерам.
В основе прямого регулирования инновационного развития заложены федеральные и региональные целевые программы.
Сущность косвенного регулирования заключается в создании общего благоприятного инновационного климата, поощрения предприятий к активному осуществлению научно-технической деятельности, технологическому трансферу, обновлению технических средств, освоению новых видов продукции, повышению квалификации кадров. Одним из широко применяемых инструментов косвенного регулирования является механизм формирования внебюджетных фондов, предназначенных для содействия освоению инноваций в хозяйственной практике [120].
Надо отметить, что региональное воздействие на инновационную сферу осуществляется в рамках субъекта федерации и может носить характер, аналогичный федеральному воздействию, но в то же время имеет свою специфику. Так, региональные законы могут регулировать величину налогов и налоговых льгот для предпринимательских структур на своей территории; могут разрабатываться и использоваться собственные программы поддержки предпринимательства, осуществляться финансирование за счет региональных бюджетов.
Необходимо отметить, что базой для становления инфраструктуры инновационного типа устойчивого развития выступают целевые федеральные программы, а их реализация возложена на региональные инновационные структуры. Координируют их деятельность региональные министерства и ведомства. Формирование правового поля инновационного развития, во многом зависит от федеральных нормативно-правовых актов. Это объясняется тем, что в ряде регионов (в том числе и в Татарстане) нет нормативных актов, регламентирующих отношения между структурами инновационной деятельности, обеспечивающих условия формирования инновационной политики и осуществляющих поддержку инновационным структурам региона.
Существующая модель государственного регулирования инновационных процессов, способна обеспечить оптимальный уровень инфраструктурной поддержки инновационного типа устойчивого развития, за счет индикативного планирования. Индикативное планирование отразиться на интенсификации процесса скорейшего достижения устойчивого развития, за счет сопоставления индикаторов устойчивого развития.
Процедура отклонения социалистического типа привела к тому, что роль института планирования уже не является основным звеном механизма регулирования. Между тем, в индустриально развитой корпоративно-капиталистической экономике действуют иные механизмы регулирования, это, прежде всего система индикативного планирования.
Индикативное планирование является совокупностью процедур согласования процессов:
- макропланирвоания, разрабатываемых и осуществляемых государством;
- мезопланирования, воплощаемого а прогнозах и программах региональной власти;
- микропланирования, реализуемых в планах предприятий.
Механизм индикативного планирования представлен на рисунке 3.3.5.
Индикативное планирование имеет бинарные институциональные свойства, поскольку это институт государственного регулирования и институт экономического саморегулирования. Кроме того, индикативное планирование является механизмом координации действий и интересов государства и других субъектов экономики, т.е. предполагает согласование деятельности триады «государство - отрасль- предприятие» в процессе программно-целевого регулирования. Можно говорить о том, что индикативное планирование выступает средством решения задач восстановления экономики и проведения эффективной долгосрочной политики для достижения устойчивого развития.