Институциональное регулирование инновационного типа устойчивого развития
Инновационная политика региональных органов власти, как важный фактор стабилизации и оживления экономики предполагает тесную взаимосвязь между субъектами хозяйственно-коммерческих отношений (предприятия промышленности, НИИ, КБ, вузы, кредитные учреждения, страховые, аудиторские, органы власти всех уровней региона).
Региональная инновационная политика - составная часть экономической политики региональных органов власти по созданию благоприятных условий для торгово-производственной, агропромышленной и научно-производственной интеграции всех форм хозяйствования.
Региональная инновационная политика во многом определяется хозяйственной структурой региона, ключевое значение в которой имеют структурообразующие предприятия, т.е. предприятия, формирующие доходную часть регионального бюджета, приносящие региону основную долю валютных поступлений, непосредственно обусловливающие социальную стабильность в регионе, в результате вовлечения в производственную деятельность значительного числа трудовых ресурсов [25,88].
Региональным органам власти целесообразно координировать деятельность академического, вузовского и отраслевого секторов науки, перепрофилируя их на решение практических задач реструктуризации экономики региона.
Важнейшее значение для реализации методов регионального регулирования инновационных процессов имеют территориальные (региональные) инновационные программы и проекты, соответствующие приоритетам развития территорий.
Региональная программа поддержки инновационной деятельности- документ, содержащий набор основных проектов и мероприятий, реализация которых направлена на развитие конкурентоспособных производств и технологий, создание продуктовых и технологических новшеств.
Особенностью государственного регулирования инновационных процессов выступает совмещение в лице региональных органов власти функции заказчика, инвестора и потребителя.
Вопрос о мере такого регулирования со стороны государства и вмешательства в воспроизводство в целом является одним из ключевых вопросов инновационной политики. На основе существующей практики можно выделить два крайних подхода. В одном случае, государство принимает на себя большую часть таких функций и, соответственно, обеспечивает концентрацию необходимых ресурсов, определяет принципы и механизм их распределения, несет ответственность за эффективность их использования [ 236 , 248] . В другом случае – оно предоставляет значительную свободу действий негосударственным структурам, оставляя за собой лишь относительно небольшую часть функций регулирования, преимущественно по отношению к макроэко-номическим процессам в инновационной сфере
Формирование модели инновационной политики устойчивого развития, основано на регулирующей и стимулирующей функции (см. таблицу 3.3.3).
Таблица 3.3.3
Модель инновационной политики устойчивого развития
Устойчивое развитие |
Инновационная политика | ||||
Цели |
Формирование устойчивого развития |
Стимулирование и поддержка инновационного типа развития |
Создание инновационного типа устойчивого развития | ||
Методы |
прямого воздействия |
косвенного воздействия | |||
Формы |
Индикативное планирование |
Программно-целевые |
Правовой механизм |
Инфраструктурный механизм | |
Результат |
Повышение значимости инфраструктурного обеспечения инновационного типа устойчивого развития |
Долгосрочная перспектива достижения инновационного типа устойчивого развития | |||