Петр I
Помимо "тягла", всеобщей для податного сословия сделалась воинская повинность в виде регулярно повторяющихся рекрутских наборов.
Как и рекрутский набор, сбор подушной подати был возложен на особых комиссаров, выбираемых местным дворянством.
И введение "подушины" и способ ее сбора определялись главной целью — необходимостью содержать армию. Шведская система территориального содержания войска, как отмечалось выше, в значительной степени служила образцом при проведении губернской реформы. Теперь был сделан следующий шаг: каждый полк размещался и переходил "на содержание" определенной территории — "дистрикта". Границы последнего определялись его способностью содержать размещаемый полк. Собранную подать земский комиссар передавал непосредственно полковым комиссарам этого полка. Сбор подушной подати был полностью отнесен к компетенции военного ведомства. За Камер-коллегией остались таможенные, кабацкие и так называемые "канцелярские" сборы. Прямые подати, кроме подушной, были упразднены.
Размер подушной подати определялся исходя из потребностей содержания войска и данных переписи. Таким образом величина душевого оклада новой подати была установлена в 74 копейки. Уже при преемнице Петра Екатерине I оклад был уменьшен до 70 копеек.
Взамен владельческих податей государственные крестьяне должны были платить в казну 40 копеек. Душевая подать с городских тяглых обывателей составляла 1 рубль 20 копеек.
Собранные с каждой категории плательщиков средства должны были расходоваться строго по целевому назначению. Семигривенный сбор шел на содержание и продовольствие расквартированных на местах войск. Четырехгривенный сбор с черносошных крестьян — на содержание гвардии и артиллерии. На. артиллерию расходовались и деньги, собранные с городских обывателей.
Хотя недоимка по сбору "подушины" в 1724 г. составила до 18 % оклада, общий объем поступлений в бюджет государства от подушной подати, других налогов и пошлин превысил 8 млн. руб. Таким образом, переход к "душевому" обложению принес казне дополнительно 2 млн.руб. по сравнению с суммами, собиравшимися при помощи упраздненных прямых податей. Фактический расход на армию, флот, двор и прочие нужды был значительно ниже 7 млн.руб. С учетом переходящего остатка средства казны в 1724 г. превысили 10 млн.руб., т.е. увеличились на треть по сравнению с 1720-1723 гг. Государственный долг отсутствовал.
Однако "тягота на мир" была немалая. Платежи в казну в среднем на тяглую душу (включая прямые и косвенные налоги) составляли около 1,5 руб. При 4-5-душевом составе крестьянского двора на него приходилось 6-8 рублей казенных податей и сборов. Условно говоря, хозяин двора должен был каждый год продавать лошадь (по цене 6-8 рублей), чтобы заплатить прямые и косвенные налоги. Кроме того, с крепостного крестьянского двора помещик требовал оброк, размеры которого доходили до 7 и даже 10 рублей. Чрезвычайно обременительной была рекрутская подать. В 1719 г. численность набранных рекрутов составила 3,8 % от всей численности мужского населения. Чтобы купить рекрутскую квитанцию — откупиться от солдатчины, необходимо было затратить немалые деньги. А покупка таких квитанций крестьянами была широко распространена. К рекрутской повинности добавлялись строительная, ямская, дорожная и другие.
На практике подушная подать обнаружила немало отрицательных черт.
При разной платежеспособности крестьянского населения в различающихся по своим природно-климатическим и хозяйственным условиям районах, единый размер податного оклада плательщика означал прямое нарушение самим же Петром сформулированного требования "меж убогими и богатыми по препорции надлежащее равенство в осмотрении иметь". Во многих случаях нарушался и другой императив финансовой политики, который сформулировал в подготовленной для Екатерины записке о состоянии дел в России генерал-прокурор Правительствующего Сената Павел Иванович Ягужинский, — "на подданых положить то, что понести могут".