Петр I
Община, т.е. наличные трудоспособные работники, должны были платить за всех: беглых и больных, стариков и детей, беглых и умерших. Перед общиной, где это соотношение было наиболее неблагоприятным, особенно в сильно пострадавших от тягот военного времени губерниях, вставала угроза полного разорения.
Настоящим бедствием стал способ сбора подати. По указу Петра на помощь комиссарам отряжались воинские команды. Срок выплаты наступал три раза в год, и каждый раз в деревне должна была появиться такая команда. Недоимщиков ждали штрафы, плети, острог. Визиту воинской команды крестьяне предпочитали голодную нужду. "Мужикам бедным страшен один въезд и приезд офицеров и солдат, комиссаров и прочих командиров, тем страшнее правеж и экзекуции; крестьянских пожитков в платеж податей недостает, и крестьяне не только скот и пожитки продают, но и детей закладывают, а иные и врознь бегут,"— били вслед за Ягужинским тревогу другие "птенцы гнезда Петрова" — Меньшиков, Остерман, Макаров, Волков, в общем не отличавшиеся милосердием к "подлому" люду. (Тем не менее, экзекуционные команды действовали еще почти 10 лет, до 1736 г.)
Причиной недоимок при сборе была не только "все-конечная крестьянская скудость" и хлебный недород, но и "непостижные воровства и похищения" прикосновенных к сбору денег лиц. Вместе с тем, общегосударственный механизм раскладки "подушины" позволял точно определять величину подлежащих сбору в каждом месте сумм, что существенно ограничивало возможности безнаказанного присвоения казенных средств.
Введение подушной подати подарило России феномен "ревизской души" — души мужского пола, существовавшей на момент переписи. Эта душа не была реальной платежеспособной величиной, поскольку включала умерших между ревизиями, а также, как уже отмечалось, увечных, стариков, младенцев, беглых. Эта податная фикция, тем не менее имела конкретное отображение в мире реальном: работника, способного совершать постоянные платежи в казну в установленном законом размере — 7 гривен. Такие платежи мог совершать только работник, пользующийся определенным хозяйственным имуществом и определенным количеством земельных угодий. В рамках внутриобщинных отношений, при раскладке тягла пропорционально возможностям плательщиков, на работника, не способного в полном объеме вносить платежи, могла приходиться четверть или "осьмуха" причитающегося с "ревизской души" податного платежа. В некоторых местах наименования этих делений соответствовали установленным с них денежным сборам (мордке, деньге, алтыну, полушке).
"Душа" и ее доли позволяли лучше увязать раскладку тягла с трудовыми возможностями крестьянских хозяйств с тем, чтобы при внутриобщинном переделе земли уравнять выгоды пользования угодьями и податные платежи. Это в немалой степени повлияло на широту распространения в XVIII столетии общинных переделов земли.
Общинная раскладка тягла часто проводилась под контролем владельческой администрации. На помещика была возложена ответственность за поддержание внутреннего порядка, а в дальнейшем и полная ответственность за своевременный сбор подушной подати.
Но вернемся к основным финансовым, хозяйственным и политическим итогам реформы податного обложения.
В 1724 г. подушная подать, вместе с ясаком, обеспечила 55 % доходов казны. С учетом двукратного падения покупательной способности рубля объем средств в распоряжении государства за сорок лет царствования Петра увеличился как минимум в 3 раза. Это увеличение в период с 1678/79 г. по 1701 г. было достигнуто прежде всего за счет хозяйственного роста, позволившего увеличить поступления таможенных и кабацких сборов и создавшего условия эффективной эксплуатации правительством монетной регалии. Однако с началом Северной войны хозяйственный рост существенно замедлился и последующие два десятилетия прошли в напряженных, разорительных для хозяйства и, в конечном итоге, малоуспешных поисках выхода из периодически обострявшегося финансового кризиса. Хотя в последние годы Северной войны была воссоздана централизованная система управления финансами и преобразована местная финансовая администрация, только в самом конце правления Петра с введением подушной подати государственные финансы России получили прочное основание. В течение всего XVIII столетия размер подушной подати не менялся. (В 1794 г. он был повышен до 1 рубля в связи с падением курса ассигнаций). Но и в конце столетия эта подать продолжала приносить в казну свыше трети поступлений.