Петр I
Губернаторы и воеводы должны были отчитываться перед Камер-коллегией по вопросам, составляющим предмет ее ведения.
В следующем 1719 г. перемены в центральном управлении были дополнены реформами управления местного. Губернии были разделены на провинции, заменившие ландратские доли. Во главе провинций были поставлены воеводы. Им подчинялись земские камериры, ответственные за сбор казенных доходов. Crocs купить товары бренда crocs crocshops.ru.
В 1720 г. Штатс-контор составила Табель государственных расходов. Около 3/4 их приходилось на армию и флот. Главной статьей государственных доходов оставались таможенные и кабацкие сборы. Взимание прямых податей и особенно чрезвычайных сборов как правило сопровождалось значительной недоимкой против оклада.
К тому же правительство не имело ясного представления о состоянии базы обложения. Данные проведенной в 1710 г. подворной переписи были неполны и потому в части губерний обложение производилось на основе сведений, относящихся еще к 1678 г. Кроме того, перепись 1710 г. показала значительную убыль количества податных единиц — дворов. По сравнению с 1678 г. их число сократилось почти на 1/5 часть от общего количества. После 1710 г. ситуация не улучшилась. Объяснить убыль бедствиями военного времени было затруднительно. "Не все крестьяне на Дон или в Сибирь ушли, а мору слава Богу не было", — замечал Петр. Цифры более позднего происхождения подтвердили это наблюдение самодержца. С 1678 г. по 1719 г. крестьянское население центральных и северных уездов, несмотря на колоссальный отток рекрутов и прочих даточных людей, а также беглых, выросло на 12 %. Но ведение самостоятельного хозяйства, вследствие падающих на такое хозяйство повинностей, для крестьянина становилось слишком большой роскошью.
Таким образом, в условиях полного исчерпания всех привычных способов увеличения доходов, требовались меры, способные поставить государственные финансы на иное, более прочное основание.
Одной из таких мер стала еще одна реорганизация торгово-промышленного сословия и городского устройства, проведенная в начале 20-х годов, дабы "всероссийского купечества рассыпанную храмину паки собрать". Созданный на сей раз в Петербурге, подчиненный Сенату, Главный магистрат должен был ведать магистратами, создаваемыми в городах. Новое устройство городов укрепило сословную организацию "купецкого чина" и преобладающее влияние "первостатейных" граждан на городские дела.
Затратив много денег и народного труда на обустройство внутренних водных путей и морских ворот в страну, организовав купечество как государственную корпорацию и не забывая изымать в казну немалую часть его доходов, Петр имел все основания рьяно защищать экономические интересы торгово-промышленного сословия. Более того, потребность армии и флота в железе, меди, сукне, ружьях, парусине и прочем заставляла Петра расходовать средства на создание заводов и мануфактур (их при Петре было основано более 200). Впрочем и здесь скуповатый на казенную копейку самодержец остался верен себе. Общий размер денежных ссуд, предоставленных казной фабрикантам, за время правления Петра составил около 100 тыс.руб. Зато за фабрикантами и заводчиками было закреплено право владения крепостными. К созданным заводам и фабрикам были приписаны сотни и тысячи крестьян, что с избытком восполнило нехватку вольнонаемных работников.
Принятый в 1724 г. Таможенный тариф, жестко защищал российскую промышленность от иностранных конкурентов. Вместе с тем, тариф открывал дорогу на внутренний рынок товарам, которых в стране не хватало. Способ достижения этого результата был рационален и прост: пошлина с цены ввозимых товаров устанавливалась в соответствии с долей собственного производства в общем потреблении соответствующих продуктов. Так, парусина облагалась по ставке 75 % от цены, голландское полотно и бархат — по ставке 50%, шерстяные ткани, писчая бумага — 25 % и так далее.