Петр I
Но главный способ упрочения государственных финансов был открыт на пути кардинального реформирования прямого обложения — введения подушной подати.
"Подушина" не была личным изобретением Петра. Он мог заимствовать идею из Франции, где подушный налог был одним из главных доходных источников казенных доходов. Вопрос о введении "поголовщины" обсуждался в Москве еще в правление царевны Софьи.
В ноябре 1718 г. указано было, "чтоб правдивые принесли, сколько у кого в которой деревне душ мужска пола." Но до назначенного годичного срока перепись не была завершена. Пожалуй, ни одна реформа Петра не проводилась в жизнь так медленно, при столь массовом явном и тайном сопротивлении. Даже такой поклонник Петра, как Посошков подверг сомнению основания реформы. "Душа вещь неосязаемая и умом непостижимая и цены не имеющая: надлежит ценить вещи грунтованные", — писал он.
Впрочем, подобные соображения вряд ли волновали многих. И люди "подлого звания", и "благородное шляхетство" хорошо понимали, что собственно "души" и вообще метафизика здесь совершенно ни при чем. Дело было в другом. "Самодержец всея Руси" решительно двинулся в поход за неучтенными рабочими руками своих подданных, к тому же пригодными для сабли и мушкета. А в том, что найденное будет немедленно изъято и поставлено на службу казенному интересу, а частью пойдет на прокорм многочисленным подъячим, после двух с половиной десятилетий правления Петра сомневаться не приходилось.
Перепись населения и введение "подушины" стали последним актом борьбы Петра за мобилизацию народного труда и народных денег в интересах государственного строительства, завершением, начатой еще при Алексее Михайловиче, реорганизации общества на служебно-корпоративных началах. Уже введение во второй половине XVII столетия "дворового числа" было продиктовано стремлением правительства положить "тягло" на максимальный контингент потенциальных плательщиков и поставить преграду их попыткам выйти из состава тяглецов. Однако достигнуть этого было весьма затруднительно, пока сохранялись многочисленные, оставшиеся от средневековья, податные "ниши", в которых при желании мог скрыться плательщик: жильцы многочисленных дворцовых слобод, церковный причт, монашествующие, всевозможные вольные и дворовые люди. Устремления правительства сталкивались и с интересами помещиков, которые, получив исключительное право использовать труд прикрепленных к земле крестьян, проявляли все меньше желания разделить доходы от этого использования с казной.
В попытках изобрести способы утайки рабочих "душ" от государства помещики, крестьяне и "всяких чинов люди" проявили редкое единство. Несмотря на посулы "правдивым", "кто что утаит, то отдано будет тому, кто объявит о том", угрозы "разорения" и смертной казни, души переписывались "с великой утайкой". Посланные в 1722 г. "для раскладки войска на землю" генералы и полковники обнаружили, что до половины наличных душ в перепись не попало. Поэтому, удивительно не то, что для подготовительной работы к введению подушной подати потребовалось около 6 лет, а то, что эта работа была все-таки завершена.
В конечном итоге в состав податного сословия вошло множество мелких социальных групп: однодворцы, "ясашные и сибирские пашенные служилые люди", "копейщики" и так далее. Все они вместе с "черносошными" крестьянами перешли в разряд крестьян государственных, лично свободных. Но главную прибавку к численности податного сословия дало включение в состав крепостных тяглецов холопов. В "тягло" были поставлены и многочисленные "захребетники" — крестьяне, не имевшие самостоятельного хозяйства, которые жили в одном дворе с крестьянином-хозяином.