Петр I
Но главный путь выхода из денежных затруднений он в это время видел в реорганизации управления финансовым хозяйством.
Контуры нового построения администрации и финансового управления формировались в течение нескольких лет. В 1708 г. учреждено было 8 губерний (через несколько лет их число увеличилось до 11). Одной из обязанностей губернаторов был сбор и доставка денежных средств. Главной целью реформы и было распределение военных и прочих расходов по губерниям, "чтобы всякий знал, откуда определенное число получать мог". Практика обращения местных средств на содержание пропорционального им количества войск применялась широко еще в период Тридцатилетней войны. Систему территориального содержания войск использовала и Швеция Карла XII. Петр в данном случае следовал доказавшим свою пригодность образцам.
С 1712 г. на каждую губернию была положена определенная часть военных расходов. С 1715 г. губернии делились на доли по 5536 дворов или около того, "как удобнее по расстоянию места". В соответствии с количеством долей производилась разверстка по губерниям государственных повинностей. Управителем каждой доли (кроме дел городского управления) назначался особый ландрат. С ландратов, высылавших меньше предусмотренного окладом, жалование взыскивалось обратно.
Ратуша не смогла обеспечить требуемого увеличения доходов и была упразднена. В 1711 г. "ради умножения торгов" позволено было торговать, кроме "купецких" людей, людям всяких чинов. Последнее решение не было случайным. Тяжесть государственных повинностей, разорение и бегство посадских людей, а также выход посадских людей в служилое сословие привели к уменьшению численности тяглого населения посада. Правительство нуждалось в новых плательщиках. Спустя три года вышел указ о взятии в посад и поселении в слободах всяких чинов людей, которые ведут торг. Исключение было сделано только для крестьян, торгующих хлебом собственного производства.
На созданный в 1711 г. Правительствующий Сенат были возложены задачи высшего распоряжения и надзора за управлением, в первую очередь финансовым. Начальные строки наказа царя Сенату гласили: " Смотреть во всем государстве расходов и ненужные, а особливо напрасные, отставить. Денег, как возможно, сбирать, понеже деньги суть артериею войны .".
Тем же указом было определено "учинить фискалов во всяких делах". Во главе их стоял выбираемый Сенатом обер-фискал, в задачу которого входило "над всеми делами тайно надсматривать и проведывать про неправый суд, а также в сборе казны и прочего". Доносительство было прямой служебной обязанностью фискалов всех уровней.
Однако проведенные реформы существенно состояния казны не улучшили. Быстро выяснилось, что полноту и своевременность денежных сборов губернское управление обеспечивает не лучше, чем приказное.
Губернские и уездные чины не уступали московским дьякам и подъячим и в отношении мздоимства. Замена с 1714 г. поместных окладов денежным и хлебным жалованием ситуацию изменила мало, хотя к прянику (в виде жалованья) немедленно был присовокуплен и кнут в виде специального указа о наказании за взятки.
Многочисленность указов, посвященных последнему предмету, лучше всего свидетельствует об их малой эффективности. Хотя предусматриваемые наказания мягкостью не отличались.
Так, указ 21 мая 1720 г. объяснял всем заинтересованным лицам, что преступление суть "все то, что вред и убыток государству приключити может", "а кто дерзнет сие учинить: то весьма жестоко на теле наказан, всего имения лишен, шельмован и из числа добрых людей извержен, или и смертью казнен будет". Дабы "неведением никто не отговаривался", велено было "всем у дел будучим, к сему указу приложить руки". Однако и с изданием этого указа Петр не счел вопрос закрытым. Через несколько месяцев последовал новый указ "О рачительном сборе податей и наказании взятки", суливший преступникам некоторое разнообразие: смертную казнь или вечную ссылку на галеру, вырезание ноздрей и лишение всего имения. Грозные указы не оставались на бумаге. Петли не избежал даже сибирский губернатор князь Матвей Гагарин.