Основные направления государственной поддержки малого и среднего бизнеса в странах-членах Европейского союза
Поддержка НИОКР, проводимых малыми и средними предприятиями, является одним из основных направлений государственной политики стран-членов ЕС. Так, во Франции Национальное агентство по внедрению изобретений компенсирует малым предприятиям до 35% расходов на освоение новой техники и покрывает до 50% затрат на разработку новых продуктов и технологий. Доля затрат на НИОКР для малых предприятий составляла во Франции в начале 90-х годов 10% (70 млрд. фр.) всех государственных расходов на НИОКР [2, c.279].
Для поддержания инновационных малых фирм немецкое государство ежегодно выделяет 230 млн. евро и еще 40 млн. евро - на проведение совместных исследований. Государство оплачивает до 60% стоимости консультаций предпринимателям, а также предоставляет ежегодно льготные кредиты на сумму свыше 1,1 млрд. евро для модернизации производства из «Фонда плана Маршала».
В Дании допускается предоставление беспроцентной ссуды сроком на три года, покрывающей от 50 до 75% затрат небольших фирм на проведение исследований. В случае неудачи проводимых НИОКР или неиспользования компанией их результатов половина предоставленной ссуды списывается за счет бюджетных расходов государства.
В Швеции разработки кредитуются под высокие проценты, но кредиты возвращаются только в случае завершения НИОКР.
В странах-участницах ЕС финансирование крупных технологических программ осуществляется также из государственных средств, но в значительной части - из общего бюджета. В известной технологической программе стран ЕС «ЭСПРИТ» (обновление информационной технологии) 60% общей стоимости выполняемых контрактов приходится на малый бизнес. В программе ЕС «Эврика» эта доля составляет 50%.
Финансирование малых венчурных фирм в отличие от других типов инновационных предприятий осложняется следующими обстоятельствами:
•реализация новых проектов связана с большим риском;
•общий стартовый объем инвестиций у венчурных компаний обычно выше, чем у обычных малых предприятий;
•даже самые успешные проекты венчурных фирм начинают приносить прибыль со значительным временным лагом.
Поэтому банки, предоставляя кредиты малым венчурным фирмам, оговаривают определенные условия, ограничивающие возможность предпринимателей маневрировать денежными ресурсами, а также устанавливают значительные проценты за кредиты.
В Италии деятельность малого бизнеса регулируется законом «Меры по созданию, модернизации и развитию мелких предприятий», которым предусматривается следующее:
при покупке передовой технологии предприятие может получить субсидию или быть освобожденным от уплаты налогов в размере до 25% от суммы субсидий;
при покупке услуг, связанных с увеличением производительности труда, приобретением передовой технологии, поиском новых рынков сбыта и повышением качества продукции, предприятие может получить субсидию или освобождается от уплаты налогов в размере 40— 50% в зависимости от размеров предприятия;
предприятие, ведущее научно-исследовательскую работу, освобождается от уплаты налогов в размере 30% затрат на исследовательские работы.
В целом, более 60% средств, ежегодно выделяемых по закону на предпринимательскую деятельность в целом по всей Италии, представляется в форме освобождения от уплаты налогов.
Широко используются методы ускоренной амортизации. В Германии существуют гак называемые специальные нормы амортизационных отчислений, которые применяются ко всем инвестициям, направленным на создание новых рабочих мест, охрану окружающей среды, выпуск технически передовой продукции, экспортные поставки. Вложенные средства списываются за три года, причем в первый год амортизируется 50% вложенного капитала, во второй - 30% и в третий все остальное. Льготный режим амортизационных отчислений позволяет малым предприятиям Германии осуществлять инновационный процесс, модернизировать производство. На долю амортизационных отчислений приходится около 66% всех капиталовложений, на реинвестицию дохода - 27%, а на внешние источники финансирования -только 7%. Существует еще и такая льгота как создание резерва не облагаемой налогом прибыли. Например, в Германии это разрешено в таких отраслях, как ремесленное производство, торговля, промышленность, и в сфере деятельности, связанной со сдачей имущества в наем и аренду. Резерв может составлять до 20% от прибыли.