Основные направления государственной поддержки малого и среднего бизнеса в странах-членах Европейского союза
Основное внимание в данной статье сосредоточено на проблемах государственной поддержки малого и среднего бизнеса (далее МСБ) в странах-участницах ЕС.
Государственная поддержка малого предпринимательства представляет собой создание государственными структурами экономических и правовых условий, стимулов для развития малого бизнеса, а также вложения в него материальных и финансовых ресурсов на льготных условиях. С точки зрения предпринимателя, государство должно создавать условия, в которых он сможет эффективно достигать своих целей, прежде всего экономических (максимальная прибыль, эффективность инвестиций, минимальный риск, защита собственности). С точки зрения государства, предприниматель призван обеспечить реализацию целей и интересов более высокого порядка (рост общего благосостояния, поддержка занятости, социально-политическая стабильность, экономическая мощь государства). Именно в области пересечения целей и интересов государства и бизнеса может осуществляться эффективная государственная политика [2, c.269].
Поскольку успех любого дела всегда и во всем зависит от соблюдения двух условий: правильного определения конечной цели и подбора соответствующих средств, ведущих к этой цели, для достижения эффективности государственной поддержки малого предпринимательства, в первую очередь, необходимо определить стратегические цели: политические, экономические и социальные.
Политическая цель заключается:
•в создании правовых и организационных условий для роста деловой активности малого бизнеса;
•в формировании отношения властных структур к малому предпринимательству как к субъекту экономической жизни при принятии государственных решений по всем вопросам жизнедеятельности малого бизнеса.
Экономическая цель государства в отношении малого бизнеса, как самостоятельного сектора экономики, может быть задана в виде системы определенных количественных и качественных параметров, которые должны быть достигнуты в результате осуществления той или иной государственной политики. Эти параметры могут определяться в целом но стране, и также в отраслевом и региональном разрезе. Достижение экономической цели зависит от устойчивости функционирования малых предприятий, интенсификации инвестиционных процессов, развития финансово-кредитной системы, развития рынков труда и капитала.
Социальная цель государственной политики в сфере поддержки малого предпринимательства состоит, прежде всего, в формировании позитивного отношения различных слоев и групп населения к предпринимательской деятельности, причем не только как к источнику улучшения личного благосостояния, но и как к возможному пути своей собственной жизни, к удовлетворению своих собственных амбиций и самоутверждению. Необходимо ликвидировать проблемы на пути сознательного выбора для любого человека - стать предпринимателем или остаться наемным работником, инвестировать средства в производство или использовать их для личного потребления.
Стратегическая задача государственной поддержки малого предпринимательства состоит не только в передаче малым предприятиям финансовых, материальных, технических и иных ресурсов, а в создании экономических, социальных и правовых условий для их выживания, выработке «иммунитета», способности расти и саморазвиваться в условиях рыночной экономики.
Экономические условия - это, в первую очередь, состояние: