Основные направления государственной поддержки малого и среднего бизнеса в странах-членах Европейского союза
Поскольку в ЕС долгое время отсутствовал единый подход стран-членов к политике поддержки МСП, попытка разработать такой подход была предпринята в июне 2008 г., когда был принят Закон о малом бизнесе (Small Business Act, SBA), который отражает политическую волю органов ЕС и прежде всего ЕК признать центральную роль МСП в экономике и впервые создает всеобъемлющие рамки для политики ЕС и стран-членов в отношении МСП. Закон направлен на разработку общего подхода к малому и среднему предпринимательству и на формулирование общих принципов политики по содействию развития МСП и по оказанию помощи в решении различных проблем. По словам вице-президента ЕК, отвечающего за предпринимательство и развитие промышленности, "сегодня настало время раз и навсегда вывести потребности МСП в авангард политики ЕС; SBA будет способствовать привлечению всех ресурсов ЕС для помощи малому бизнесу в его повседневной деятельности и расчистке путей для тех, кто хотел бы создать больше рабочих мест и обеспечить ускорение экономического роста в Европе и за ее пределами".
В SBA сформулированы следующие 10 принципов политики стран - членов ЕС в области поддержки МСП:
1. Создавать среду, в которой предприниматель может добиться успеха, а предпринимательство вознаграждается.
2. Обеспечивать, чтобы честный предприниматель, столкнувшийся с угрозой банкротства, получил второй шанс.
3. Разработать правила в соответствии с принципом "Сначала думай о малом".
4. Создать государственную администрацию, отвечающую за удовлетворение потребностей МСП.
5. Адаптировать инструменты государственной политики к потребностям МСП.
6. Облегчить доступ МСП к финансам и создавать легальную бизнес-среду, обеспечивающую своевременные расчеты по коммерческим сделкам.
7. Помогать МСП получать большие прибыли от возможностей, предоставляемых единым внутренним рынком ЕС.
8. Обеспечивать улучшение деятельности МСП и продвижение всех форм инноваций.
9. По возможности, помогать МСП противостоять экологическим вызовам.
10. Поощрять и поддерживать МСП в получении ими прибыли на растущих рынках.
В соответствии с последним принципом в середине января 2010 г. было объявлено о планах ЕК открыть за границей ряд новых отделений по поддержке МСП в их проникновении и развертывании на новых рынках. При этом Брюссель не намерен посягать на полномочия национальных учреждений и частных организаций, которые уже предоставляют такие услуги МСП. Эти меры принимаются во исполнение SBA, который нацеливает государства - члены ЕС на помощь МСП в освоении рынков сбыта за пределами Евросоюза [2, c.280].
В настоящее время ЕК имеет "группы доступа на рынок" ("equipes d'acces au marche") на 31 ключевом экспортном рынке - от Аргентины до Вьетнама. Европейская сеть поддержки предприятий (Reseau de soutien europeen aux entreprises), которая оказывает услуги МСП и другим компаниям, представлена в 17 странах за пределами ЕС.
Вывод: Из вышесказанного следует, что хотя система налоговых льгот в разных странах неодинакова, в основном она включает следующее компоненты:
•снижение ставки по налогу на прибыль компании в размере части капиталовложений в новое оборудование, строительство;
•снижение ставки по налогу на прибыль в размере части расходов на НИОКР;
•разрешение создавать за счет прибыли фонды специального назначения, не облагаемые налогом;