Основные направления государственной поддержки малого и среднего бизнеса в странах-членах Европейского союза
Косвенное воздействие предпринимательского сообщества на государство (уход от налогов в «теневой» сектор как инструмент непрямой/косвенной обратной связи)
С учетом перечисленных принципов организована государственная поддержка малого и среднего бизнеса в Европейском Союзе в целом и в отдельных странах-членах ЕС.
В ноябре 1986 г. Европейская Комиссия подготовила Первую программу действий в поддержку малого предпринимательства. Европейские службы предприняли акции, которые они считали важными для развития малого предпринимательства. Прежде всего, это касается информации. Европейской комиссией были созданы Европейские Информационные Центры (Euro-Info-Centres) по всей территории стран-членов ЕС. В области сотрудничества между предприятиями действовали Сети деловой кооперации (Business Cooperation Network) и Центр деловой кооперации (Business Cooperation Centre). В их распоряжении имеется информационная система, объединяющая консультантов, расположенных по всему Европейскому Союзу.
В финансовой сфере малые предприятия могут воспользоваться различными субсидиями многочисленных европейских фондов: Европейского фонда регионального развития (European Fund of Regional Development), Европейского социального фонда (European Social Fond), Европейского инвестиционного Банка (European Investment Bank), - которые представляли малым предприятиям долгосрочные кредиты, отдавая предпочтение предприятиям, расположенным в неблагоприятных в экономическом отношении регионах.
Кроме государственной поддержки малого предпринимательства на уровне Европейского Союза, практически в каждой стране существует своя национальная система стимулирования развития малого бизнеса, назначение которой состоит в том, чтобы создать экономический климат, способствующий созданию и нормальному функционированию малых предприятий. Это заключается, прежде всего, в создании национальных институтов по информационному обеспечению, финансовой поддержке, организации системы обучения руководителей предприятий, подготовке предпринимателей, желающих начать самостоятельную деятельность. При этом подобные институты имеют свои отделения или филиалы практически во всех регионах страны. В качестве примера можно привести испанский Институт малых и средних промышленных предприятий (Institute de la Pequena y Mediana Empressa Industrial), являющийся автономной организацией в системе Министерства индустрии и энергетики. Институт занимается информационным обеспечением, финансовой поддержкой малых предприятий уже в течение 25 лет. Основным источником финансирования Института являются средства государственного бюджета Испании, в котором предусмотрена отдельная строка расходов на эти цели. Кроме того, Институт имеет определенные поступления от информационного обслуживания и издательской деятельности, от инвестиционной деятельности, а также распоряжается частью средств, направляемых на реализацию проектов по поддержке малого бизнеса в рамках ЕС. Институт заключает соглашения с радом ведущих банков страны об условиях кредитования малых предприятий, которые расширяют свою деятельность путем новых инвестиций или модернизации имеющихся мощностей. В рамках соглашения Институт, в частности, компенсирует банкам часть процентов по кредитам. Институт также оказывает содействие технологическому развитию производства и освоению новой продукции, стимулирует межфирменную кооперацию и совместную деятельность предприятий. В Институге имеются два хорошо оснащенных информационных центра. Один из них входит в систему Европейских Информационных Центров, что позволяет Институту и его абонентам получать информацию более чем из 260 подобных центров ЕС и банков данных международных организаций [9, c.14].