Основные направления государственной поддержки малого и среднего бизнеса в странах-членах Европейского союза
•рынка капитала;
•рынка труда;
•рынка инвестиционных товаров, включая землю и иные объекты недвижимости.
Социальные условия - это возможность и стремление потенциальных покупателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде. Существенную роль при этом имеют нравственные и религиозные нормы, зависящие от социально-культурной среды [6, c.34].
Правовые условия предполагают наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, в том числе и государственной налоговой политики. Важную роль играет также подготовка законодательных инициатив по вопросам правовой гарантии предпринимательской деятельности.
Исходя из постановки стратегических задач, тактика государственной поддержки малого предпринимательства заключается в выборе путей и методов их достижения, создании и совершенствовании необходимых для этого механизмов с зачетом реального состояния экономики, общих задач государственной экономической политики. Тактическими задачами государства в развитии малого предпринимательства является осуществление следующих мероприятий, способствующих формированию системы государственной поддержки малого бизнеса:
• определения и закрепления стабильных источников государственных и негосударственных ресурсов ассигнований, направленных на поддержку малого предпринимательства;
• разработки и применения рациональных механизмов использования выделенных средств, в наибольшей мере отвечающих интересам государства;
•координации деятельности малых предприятий через четкое разграничение полномочий и ответственности органов власти, занятых в той или иной степени вопросами государственной поддержки малого предпринимательства на наднациональном, национальном, региональном и местном уровнях;
•предоставления малым предприятиям на льготных условиях аренды помещений, оборудования, земельных участков для осуществления своей деятельности;
•организации деятельности судебных, контрольных и правоохранительных органов по защите интересов малого предпринимательства, обеспечению его безопасности и охране прав собственности;
•организации научных исследований по проблемам малого бизнеса и его государственной поддержки;
•привлечения интеллектуального потенциала страны для разработки программ государственной поддержки малого бизнеса с учетом долгосрочной перспективы;
•развития учебной работы, направленной на стимулирование малого предпринимательства, подготовку людей к занятию собственным бизнесом, переквалификацию государственных служащих, оказание консультаций начинающим бизнесменам.
Для решения стратегической задачи государственной поддержки малого предпринимательства (создания оптимальных экономических, социальных и правовых условий его развития) и перечисленных выше тактических задач, государство должно проводить соответствующую экономическую политику, которая складывается из фискальной, научно-технической, инвестиционной, ценовой, кредитно-финансовой и других видов, при реализации которых оно в комплексе использует как прямые (административные), так и косвенные (экономические) методы.
Прямые методы государственного регулирования осуществляются в двух формах:
• административно-ведомственной (в виде прямого дотационного финансирования в соответствии со специальными законами, принимаемыми с целью непосредственного содействия развитию малого бизнеса). К ним относятся: субсидии, дотации, налоговые и инвестиционные льготы, компенсации, выплаты из фондов поддержки предпринимательства, государственные заказы;