Основные направления государственной поддержки малого и среднего бизнеса в странах-членах Европейского союза
• программно-целевой (в виде финансирования целевых программ, где государство выступает в роли заказчика).
Косвенные методы государственного регулирования нацелены на стимулирование процесса развития малого предпринимательства, создание благоприятного социально-экономического и общественного климата для деятельности этого сектора экономики.
Важнейшим структурообразующим элементом системы государственной поддержки малого предпринимательства, сформированным сообразно поставленным целям, является создание механизмов ее реализации, посредством которых и будут осуществляться прямые и косвенные методы государственного воздействия, а именно:
• нормативно-правовой базы, определяющей специфические условия деятельности субъектов малого предпринимательства, методы его государственной поддержки и процедуры принятия решений;
• сети специализированных институтов, обеспечивающих разработку и реализацию государственной политики, направленной на поддержку малого бизнеса, включающей органы государственной власти, негосударственные объединения и организации, специализированные объекты инфраструктуры поддержки малого бизнеса, созданные и действующие как при государственных органах, так и без их участия (фонды, кредитные, страховые и гарантийные учреждения, технологические парки, бизнес-инкубаторы, промышленные зоны и полигоны, учебные, консультационные, информационные и обслуживающие структуры;
• государственных программ, непосредственно ориентированных на оказание тех или иных мер поддержки малым предприятиям, а также программ социально-экономического развития, которые разрабатываются с учетом интересов предпринимателей и могут включать меры по поддержке в области инвестиции, отраслевого и регионального развития, занятости, миграции [18, c.54].
Перечисленные элементы данной системы выполняются при следующих условиях функционирования всей системы государственной поддержки малого предпринимательства:
•открытости, как при формировании государственной политики, так и при ее реализации (наличие полной информации о содержании конкретных мер государственной поддержки и условий доступа к ним, публичной отчетности о состоянии малого бизнеса, использовании выделенных на его поддержку средств, деятельности соответствующих государственных институтов);
•гибкости системы приоритетов и разнообразии форм государственной поддержки, имея в виду концентрацию усилий на оказание малым предприятиям особых мер поддержки применительно к различным этапам их деятельности, особенностям каждой отрасли и региона, специфическим характеристикам отдельных групп предпринимателей;
•учете национальных и исторических особенностей, в том числе на региональном уровне, поощрении ремесел, сезонных работ, народных промыслов, артельных и семейных форм организации предпринимательской деятельности, самозанятости;
•дерегулировании и упрощении управленческих процедур в отношении малых предприятий и максимальном ограничении произвола чиновников, минимизации непроизводительных затрат времени их руководителей и персонала на эти цели (упрощение порядка регистрации и форм отчетности, сокращение перечней лицензируемых видов деятельности, минимизация числа согласующих и контролирующих инстанций).
Инструменты воздействия государства на процессы формирования среды развития бизнеса и СПП:
Инструменты прямого воздействия предпринимательского сообщества на государство (инструменты прямой «обратной связи»)