Монополии в экономике Беларуси и проблемы ценообразования
В тех же случаях, когда никакими мерами преодолеть монополизм отдельных производителей не удается, возникает вопрос о собственнике этих монополий. Либеральные экономисты однозначно считают, что монополии должны находиться в частных руках на том основании, что частная монополия почти никогда не бывает полной и уж во всяком случае не является вечной или гарантированной от потенциальной конкуренции, в то время как государственная монополия всегда защищена и от потенциальной конкуренции, и от критики. Власти, которые должны контролировать эффективность деятельности монополий, заинтересованы в их защите, ибо критика монополий является одновременно критикой правительства. А.Лигу считал, что "неспособность частного бизнеса (при условии, что государство вмешательства не осуществляет) обеспечить максимальное увеличение национального дивиденда еще не предполагает немедленного государственного вмешательства, поскольку оно может навредить. В то же время отечественная практика показывает, что государственные монополии по указанию центральных органов управления могут постоянно оказывать услуги потребителям по заниженным ценам, покрывая свои убытки за счет дотаций.
На практике достаточно часто складывается ситуация, когда определенное предприятие является монополистом в производстве или реализации только нескольких видов товара, в то время как по остальной продукции такой субъект хозяйствования выходит на достаточно конкурентные рынки. В этом случае нет смысла принимать меры по демонополизации всего предприятия - достаточно выделить нуждающиеся и не нуждающиеся в антимонопольной регулировке виды деятельности и отделить их друг от друга. Это может вынудить составлять самостоятельные бухгалтерские балансы по тем цехам предприятия, которые производят монопольную продукцию. Одновременно желательно отделить производственные функции от транспортных и распределительных, а также выделить отдельно вспомогательные виды деятельности, которые могут осуществляться в конкурентных условиях. После этого со стороны органов государственного управления должен быть организован оперативный контроль за регулируемыми антимонопольным законодательством видами деятельности с установлением цен на уровне, достаточном для обеспечения средней рентабельности.
Создание условий реальной конкуренции возможно только в случае
введения жестких бюджетных ограничений.
Для этого государственные предприятия-монополисты должны быть лишены доступа к субсидиям, освобождениям от налогов, дешевым кредитам, которые позволят им конкурировать без повышения эффективности. Жесткие бюджеты не могут быть полностью реализованы при отсутствии здорового финансового сектора, который предотвращал бы замену правительственных трансфертов мягкими кредитами. Преобразование финансового сектора также упрощает приватизацию, увеличивая способность банков и других финансовых структур к мобилизации сбережений.
Рассмотрим далее методологические проблемы, возникающие при
отклонении от равновесных цен. Государство, вмешиваясь в процесс ценообразования для ограничения монополистической практики, может устанавливать верхнюю и/или нижнюю границу цен и тем самым отклонять цены от их равновесной величины.
Верхняя граница обычно устанавливается для обеспечения роста потребления определенного товара и уменьшения прибыли предприятий-монополистов. Однако установление верхней границы цены ниже равновесного уровня ведет к формированию избыточного спроса и дефициту этого товара. Для избежания дефицита государственные органы наряду с контролем за ценами вынуждены прибегать к контролю и за объемами производства.
Рисунок 1
: Цена и объем производства при государственном регулировании
На рисунке 1 графически показаны последствия воздействия государственного контроля над ценами и над объемом производства. При кривой спроса D и кривой предложения S цена Ро представляет собой равновесную цену при объеме производства Q0. Однако белорусские органы государственного управления могут решить, что равновесные цены являются чрезмерно высокими для отечественных потребителей и потому устанавливают верхний предел цены на товар на уровне P1 при наличии самостоятельности производителей в регулировании собственных объемов производства, при таком уровне цены на рынок будет представлен объем товара, равный Q1. В свою очередь, потребители предъявят спрос на товар по регулируемой государством цене в объеме Qg. В том случае, если государство контролирует цены, но не объем производства, образуется дефицит товара в натуральном выражении равный Qg –Q1, а в стоимостном выражении - площади заштрихованного треугольника. Для избежания дефицита товара государство будет вынуждено наряду с регулированием ценообразования заняться и контролем объемов производства. Проще всего планировать объемы производства на государственных предприятиях, которым можно приказать производить товар в объеме Qg в соответствии с кривой Sg. В результате спрос и предложение товара будут сбалансированы, но это произойдет за счет снижения доходности производства этого товара.