Монополии в экономике Беларуси и проблемы ценообразования
Наиболее крайний случай монополизации рынка, на котором определенный товар производится лишь одним предприятием, не характерен для белорусской экономики. Такое положение характерно в основном для так называемых "естественных монополий", господство которых на рынке: обусловлено технологическими особенностями в виде использования сетевых структур (трубопроводов, линий электропередач, железнодорожных путей и т.п.). Деятельность в таких сферах требует крупных капитальных вложений, не доступных для мелких и средних инвесторов, а также связано со значительными текущими издержками. Поэтому необходимым условием выживания предприятий в таких отраслях является получение существенной экономии на масштабах за счет достижения таких объемов производства, при которых происходит резкое снижение удельных издержек на единицу продукции. Это определяет эффективность сосредоточения выпуска у одного или нескольких производителей, реально не конкурирующих друг с другом и имеющих в отрасли монопольную власть. В условиях Беларуси такими монополистами являются или чисто государственные предприятия, или предприятия смешанной формы собственности, деятельность которых всесторонне контролируется государством. В реестре предприятий-монополистов числится примерно 70 предприятий республиканской собственности, относящихся к сфере "естественных монополий"1. Очевидно, что во избежание неблагоприятных последствий для потребителей уровень цен в этих отраслях также должен достаточно жестко контролироваться государством. Независимые предпринимательские структуры в таких отраслях практически отсутствуют. Армейский магазин армеи скии магазин voenskij.ru.
В республике более распространены предприятия, являющиеся монополистами на рынке Беларуси, но продукция которых ориентирована на экспорт. Такая ситуация характерна и в целом для мирового разделения труда. В международной литературе по стратегической торговле обычно предполагается, что рынок отдельных стран характеризуется несовершенной конкуренцией прежде всего из-за высоких затрат входа на рынок. В то же время на международных рынках предполагаются совершенноконкурентные условия, при которых капитал мобилен и фирмы используют разницу в налогообложении в различных странах в своих интересах.
В Беларуси локальными монополистами, действующими на мировых рынках в полностью конкурентных условиях, являются прежде всего автомобильные заводы, тракторный, моторный и ряд других предприятий. Цена на их продукцию на внешних рынках устанавливается исходя из спроса и предложения на них. Поэтому цену на продукцию таких производителей следует контролировать преимущественно на внутреннем рынке. Причем государственный контроль за ценами должен быть не единственным методом борьбы с монополизмом. В частности, в условиях формирования достаточно развитых рыночных отношений эффективным средством ослабления монополистических тенденций является импорт товаров из других стран. В результате, например, ввезенные из-за границы в достаточном количестве иностранные холодильники могут резко ограничить монополистические тенденции на внутреннем рынке производственного объединения "Атлант". Поэтому мы не согласны с авторами, считающими, что для монополий, успешно действующих на внешних рынках, нельзя применять антимонопольные санкции, так как такие монополии непосредственно поднимают конкурентоспособность национальной экономики. Считаем, что к таким монополиям нельзя применять меры по деконцентрации производства, но для них вполне применимы мероприятия по созданию конкуренции на внутреннем рынке - такие меры позволят, с одной стороны, лучше удовлетворять внутриреспубликанский потребительский спрос, а с другой стороны, вынудят производителей более серьезно относиться к качеству всей своей продукции, так как у них не будет возможности направлять более качественные изделия на внешний рынок, а брак продавать отечественным потребителям.
Для отраслей, в которых функционируют предпринимательские структуры, более характерными являются условия монополистической конкуренции. При этом на рынке определенного товара присутствует, как правило, ряд достаточно крупных предприятий и значительное число менее сильных фирм, которые пытаются конкурировать с доминирующими предприятиями. Последние же в основном и диктуют ценовую политику на основные производимые в республике товары.
Определенную роль в снижении степени монополизации отдельных отраслей национальной экономики сыграло принятие постановления Совета Министров РБ от 20 января 1992 г. № 27 "О временных мерах противодействия завышению цен монопольными производителями", Закона Республики Беларусь "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции", "Комплексной программы демонополизации народного хозяйства Республики Беларусь на 1993 год", также последующих нормативных актов. Процесс демонополизации до 1996 г. проходил по основным двум направлениям: а) развитие негосударственного сектора экономики путем создания частных предприятий и разукрупнения части государственных монопольных структур; б) ограничение прямого вмешательства органов государственного управления в экономическую деятельность субъектов хозяйствования. Наиболее эффективно программа демонополизации была реализована в сфере государственной торговли и общественного питания. В 1994-1995 годах громоздкие торговые структуры активно разукрупнялись. Из их состава выделялись магазины, столовые, рестораны, которые становились самостоятельными и приватизировались. Был полностью завершен процесс демонополизации крупных торговых структур, реализующих непродовольственные товары, устранено монопольное положение торговых оптовых баз. Активное проведение процессов демонополизации торговли и общественного питания сделали привлекательными эти отрасли для частнопредпринимательского капитала, где его влияние сохраняется и по сегодняшний день.