Монополии в экономике Беларуси и проблемы ценообразования
Таким образом, монополизация национальной экономики Респу
блики Беларусь в значительной степени зависит от действия государс
твенных органов управления, и ее "естественный" уровень не следует преувеличивать.
В связи с тем, что степень монополизации производственной деятельности на внутренних и внешних рынках не абсолютна, нами неоднозначно воспринимаются взгляды Г.В.Уваровой, считающей, что решение I о ценах не может быть задано рынком или правительством, а зависит от инвестиционных решений. Поэтому она делает вывод, что предприятие сначала должно определять свои инвестиционные планы, затем уже формировать цены на свою продукцию таким образом, чтобы полученной прибыли было достаточно для инвестиций. Если же денег для осуществления инвестиционных проектов оказывается недостаточно, то от проектов, тем не менее, не отказываются, а с помощью ценовой и 'производственной политики стремятся поддерживать ожидаемую норму прибыли, необходимую для реализации долгосрочных инвестиционных проектов. По нашему мнению, такое экономическое поведение субъекта хозяйствования возможно только при полной монополии на рынке, когда предприятие может перекладывать на потребителя все свои расходы. Если ценообразование действительно осуществлялось бы по схеме Г.В.Уваровой, то субъекты хозяйствования не испытывали бы проблем с осуществлением своей инвестиционной политики - они бы просто повышали цены на продукцию, решая таким образом все свои финансовые проблемы. При этом им не было бы необходимости стремиться к снижению своих расходов и к повышению эффективности хозяйствования. На практике же предприятия вынуждены ограничивать свои финансовые аппетиты не только из-за государственного контроля за ценами в Республике Беларусь, но и из-за ограниченного платежеспособного спроса как других предприятий, так и населения. Основная часть белорусских товаров имеет на рынке (внутреннем или внешнем) аналоги других производителей, в результате чего предприятия сначала вынуждены устанавливать на свою продукцию конкурентоспособные цены, а затем определяться с возможностью осуществления инвестиционных программ.
Чаще всего достаточно высокая степень монополизации отдельных отраслей белорусской экономики является результатом целенаправленно!! деятельности органов государственного управления по созданию барьеров для деятельности частнопредпринимательских структур и ограничению
импорта из других стран.
Именно заинтересованность центральных органов управления в обеспечении высокой степени монополизации национальной экономики приводит к тому, что традиционные меры антимонопольной политики в условиях Республики Беларусь не приносят ожидаемых результатов.
Между тем преимущества, которые дает повышение степени моно
полизации экономики, являются значительно преувеличенными по срав
нению с потерями, которые несет республика от такой политики.
Эти потери проявляются в следующем.
Монополизм производителей создает трудности в организации эффективной системы государственного управления, так как монополисты лоббируют свои интересы в органах государственной власти и принимают активные действия по закрытию внутреннего рынка Республики Беларусь от внешних конкурентов. Считаем, что именно они заинтересованы в установлении завышенного курса белорусского рубля по отношению к твердым валютам. Для достижения своих целей ими используются методы как экономического, так и социально-политического шантажа. Монополии оказывают исключительно сильное влияние на принятие тех или иных политических решений, а государства с большой сте
пенью монополизации экономики тяготеют к авторитарным системам управления и склоняют правительства к централизованному (плановому) управлению.
К экономическому шантажу можно отнести требования отдельных хозяйствующих субъектов предоставить им те или иные преференции При этом они угрожают, что в противном случае их предприятия не смогут платить налоги в обычном размере и, следовательно, бюджет недосчитается значительной части налоговых поступлений. Примером такого успешного давления на правительство может служить, например, освобождение в октябре 1998 г. светлогорского объединения "Химволокно", гродненского ПО "Азот", ПО "Беларуськалий" и ряда других предприятий от обязательной продажи государству 40 процентов валютной выручки по заниженному курсу. При этом умалчивалось, что в случае допуска на рынок конкурентов недобранные с таких хозяйствующих субъектов отчисления были бы получены с предприятий-конкурентов. В то же время не имеющие тесных контактов с органами Государственного управления предпринимательские структуры из-за таких платежей теряли до 30% своих доходов.