Монополии в экономике Беларуси и проблемы ценообразования
При активном вмешательстве государства в процессы ценообразования предпринимательские структуры и государственные предприятия могут ориентироваться на разные объемы производства. Поскольку предприниматели заинтересованы в первую очередь в максимально доходной работе, то объемы их производства и механизм ценообразования также ориентированы на получение максимальной прибыли. Чтобы максимизировать прибыль, совокупность предпринимательских структур, производящая определенный товар, должна стремиться к такому объему производства, при котором средний предельный доход равен средним предельным издержкам. На рисунке 2 такое совпадение происходит при объеме производства, равном Q, соответственно уровень цены будет равен Р.
Рисунок 2:
Влияние объема производства, цены и спроса
на доходность хозяйственной деятельности
|
Если предприятия произведут меньшее количество продукции (Qо) то, хотя цена товара на рынке будет выше, чем при объеме производств; Q, тем не менее предприятия в среднем недополучат доход в размере равном площади сегмента А. В случае же производства товара в размере большем, чем Q, предприятия потеряют часть дохода вследствие превышения средними предельными издержками среднего предельного дохода если при объеме производства Q1 потеря дохода составит величину равную площади сегмента В, то при объеме производства Qg потеря дохода будет равна общей площади сегментов В, С и D. Поскольку при объеме производства Qg товар будет продаваться по средней цене Pg, которая ниже предельных издержек, то площадь заштрихованного сегмента С характеризует не просто недополучение прибыли, а прямые убытки производителей от выпуска товара.
Предпринимательские структуры будут ориентироваться на совокупный объем производства Q, позволяющий им получить максимальные доходы. В то же время государственные предприятия в своей деятельности не обязательно ориентированы на достижение максимальной доходности и при определении объемов производства могут руководствоваться требованиями органов государственного управления по максимальному насыщению потребительского рынка, обеспечению максимальной занятости и т.д.
Поведение таких предприятий похоже на действия традиционных социалистических предприятий, объем производства, на которых регулируется не ценой, а стремлением максимально использовать имеющиеся мощности. Как отмечал Я.Корнаи, "к напряженному использованию своих мощностей традиционное социалистическое предприятие подстегивают производственный план, погоня за валом, давление ожидающих в очереди потребителей". При увеличении объема производства в интервале Q-Q1 государственные предприятия способы оказать достаточно эффективное воздействие на снижение средней цены на товар. Однако подобные действия по мере приближения объема производства к Q1 создают угрозу для безубыточной работы прежде всего самих государственных предприятий: частнопредпринимательские структуры обычно принимают более эффективные меры по снижению собственных предельных издержек. В результате государственные производители товара могут оказаться убыточными даже до достижения объема производства Q1 Государственные предприятия могут быть вынуждены увеличивать объемы производства и сверх величины Q1, а убытки покрывать за счет дотаций. В этом случае в сложном положении окажутся и негосударственные предприятия, деятельность которых также может оказаться убыточной, что вынудит их переключиться на выпуск других видов товаров или же вообще вывести предпринимательский капитал за пределы республики. Таким образом, стремление наращивать объемы производства на государственных предприятиях сверх экономически обоснованной величины может привести к росту убыточности государственного сектора экономики, а также выводу предпринимательских капиталов за пределы республики. С другой стороны, экономически продуманное регулирование объемов производства на государственных предприятиях позволяет рыночными методами снизить уровень цен и уменьшить доходность предпринимательской деятельности.
Занижение цен на отдельные товары по сравнению со средневзвешенными ценами позволяет увеличивать доходы от их реализации за границей. Эти дополнительные доходы формируются у фирм, имеющих внешнеэкономические лицензии на реализацию товаров, на которые установлен верхний предел цены. Вполне понятно, что для предотвращения массового вывоза товаров с заниженной государством ценой, лицензии и квоты на экспорт указанных товаров должно иметь ограниченное количество фирм, являющихся фактическими монополистами во внешнеэкономической деятельности.