Анализ внутренней среды организации

Матрица

GE /

McKinsey

В центре внимания модели GE / McKinsey находится будущая прибыль или будущая отдача капитальных вложений, которые могут быть получены организацией. Модель GE / McKinsey дает определенную ранжировку всего бизнеса организации как кандидата на получение инвестиций по критерию будущей прибыли заданной стратегической перспективой.

Матрица GE / McKinsey имеет размерность 3 х 3. По осям Y и X выставляются интегральные оценки, соответственно, привлекательность рынка (Y) и конкурентоспособность бизнеса организации (X) (рис. 4).

Рисунок 4 – Матрица "стратегическое положение/привлекательность рынка"

Анализируемые виды бизнеса отображаются на сетке матрицы в виде кружков. Каждый кружок соответствует общему объему продаж на некотором рынке, а доля бизнеса в этом объеме продаж показывается сегментом в этом кружке. И стратегические позиции бизнеса улучшаются по мере перемещения на матрице справа налево и снизу вверх.

Индекс конкурентоспособности позиции определяется с учетом показателя относительной рыночной доли, динамики ее изменения, величины получаемой прибыли, имиджа, конкурентной силы и слабости, качества продукта, эффективности сбыта, знания потребителя и рынка, географических преимуществ рынка, эффективности работы сотрудников. Возможно взвешивание используемых показателей. Принято три уровня градации данного индекса: сильная, средняя, слабая.

Индекс привлекательности отрасли определяется с учетом размера и разнообразия рынков, скорости роста рынка, числа конкурентов, среднеотраслевой величины прибыли, цикличности спроса, структуры отраслевых затрат, ценовой политики, законодательства, трудовых ресурсов (табл. 2). Используется три уровня градации данного индекса: высокая, средняя и низкая. Пересечение линий, характеризующих различные уровни значений этих двух уровней, образует решетку, которая делится на три зоны: зону, в которую организация должна инвестировать; зону, в которой организация должна поддерживать инвестиции на прежнем уровне, и зону, в которой надо получить максимально возможную прибыль, после чего ее следует покинуть.

Таблица 2 – Характеристика переменных сильных сторон компании и привлекательности рынка, используемых в модели GE / McKinsey

Характеристики сильных сторон организации (ось Х)

Характеристики привлекательности рынка (ось

Y

)

1. Относительная доля рынка

1. Темпы роста рынка

2. Рост доли рынка

2. Дифференциация продукции

3. Охват дистрибьюторской сети

3. Особенности конкуренции

4. Эффективность сети

дистрибьюции

4. Норма прибыли в отрасли

5. Квалификация персонала

5. Ценность потребителя

6. Продажность потребленной продукции

6. Преданность потребителя торговой марке

7. Технологические преимущества

8. Патенты, ноу-хау

9. Маркетинговые преимущества

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7