Анализ внутренней среды организации
Матрица
GE /
McKinsey
В центре внимания модели GE / McKinsey находится будущая прибыль или будущая отдача капитальных вложений, которые могут быть получены организацией. Модель GE / McKinsey дает определенную ранжировку всего бизнеса организации как кандидата на получение инвестиций по критерию будущей прибыли заданной стратегической перспективой.
Матрица GE / McKinsey имеет размерность 3 х 3. По осям Y и X выставляются интегральные оценки, соответственно, привлекательность рынка (Y) и конкурентоспособность бизнеса организации (X) (рис. 4).
Рисунок 4 – Матрица "стратегическое положение/привлекательность рынка"
Анализируемые виды бизнеса отображаются на сетке матрицы в виде кружков. Каждый кружок соответствует общему объему продаж на некотором рынке, а доля бизнеса в этом объеме продаж показывается сегментом в этом кружке. И стратегические позиции бизнеса улучшаются по мере перемещения на матрице справа налево и снизу вверх.
Индекс конкурентоспособности позиции определяется с учетом показателя относительной рыночной доли, динамики ее изменения, величины получаемой прибыли, имиджа, конкурентной силы и слабости, качества продукта, эффективности сбыта, знания потребителя и рынка, географических преимуществ рынка, эффективности работы сотрудников. Возможно взвешивание используемых показателей. Принято три уровня градации данного индекса: сильная, средняя, слабая.
Индекс привлекательности отрасли определяется с учетом размера и разнообразия рынков, скорости роста рынка, числа конкурентов, среднеотраслевой величины прибыли, цикличности спроса, структуры отраслевых затрат, ценовой политики, законодательства, трудовых ресурсов (табл. 2). Используется три уровня градации данного индекса: высокая, средняя и низкая. Пересечение линий, характеризующих различные уровни значений этих двух уровней, образует решетку, которая делится на три зоны: зону, в которую организация должна инвестировать; зону, в которой организация должна поддерживать инвестиции на прежнем уровне, и зону, в которой надо получить максимально возможную прибыль, после чего ее следует покинуть.
Таблица 2 – Характеристика переменных сильных сторон компании и привлекательности рынка, используемых в модели GE / McKinsey
Характеристики сильных сторон организации (ось Х) |
Характеристики привлекательности рынка (ось Y ) |
1. Относительная доля рынка |
1. Темпы роста рынка |
2. Рост доли рынка |
2. Дифференциация продукции |
3. Охват дистрибьюторской сети |
3. Особенности конкуренции |
4. Эффективность сети дистрибьюции |
4. Норма прибыли в отрасли |
5. Квалификация персонала |
5. Ценность потребителя |
6. Продажность потребленной продукции |
6. Преданность потребителя торговой марке |
7. Технологические преимущества | |
8. Патенты, ноу-хау | |
9. Маркетинговые преимущества |