Формирование элементов инфраструктуры инновационного типа устойчивого развития крупного производственно- хозяйственного комплекса (КПКХ)
Особый интерес представляет опыт создания региональных центров поддержки инновационного развития в США, где каждый штат развивает науку и имеет достижения в инновационной сфере, а для России характерна тенденция развития науки в Центре, что значительно обостряет кризис в инновационной сфере регионов. [7].
Разумный перенос зарубежного опыта поможет в достижении двух важных целей инновационной политики: сохранение и преобразование региональной науки в интересах конкретных регионов и первоочередное развитие прикладных исследований.
Центры регионального развития сформированы лишь в некоторых регионах Российской федерации, где базовым направлением их деятельности является разработка программ и проектов социально-экономического развития региона. Финансирование проектов идет по линии государственных программ, либо с выделением грандов отдельным фирмам, имеющим необходимый задел.
Центры регионального развития наделены статусом независимого агентства по инновационной деятельности и подотчетны Министерству экономики РФ и министерству науки РФ. В тоже время существуют центры, деятельность которых координируют местные власти и промышленные предприятия регионов. В зависимости от координирующего органа финансирование центров регионального развития происходит из федерального бюджета, местного бюджета и за счет договоров с предприятиями. Создание подобных центров позволяет активизировать инновационные процессы в регионах, ориентировать региональную науку на конкретные местные нужды, стимулировать инициативу периферийных научных организаций в их приближении к практическим целям, а также усилить контроль над использованием выделенных средств.
Необходимо рассмотреть кредитно-финансовую сферу инфраструктуры инновационного развития в регионе, где посредством кредитных организаций осуществляется финансовый консалтинг предприятий, входящих в инновационный кластер региона. Предприятие или инновационная фирма получает не только кредит, но и квалифицированный совет и консультации в области оптимального использования кредита. Базовой структурой в данном направлении выступают коммерческие (специализированные, например инновационные) банки. Банк может предложить фирме приобрести оборудование с помощью лизингового соглашения и выступить в роли инвестиционного фонда, т.е. ответственность за все риски, связанные с размещением кредита несет банк.
По данным национального центра по мониторингу инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности и региональных инновационных систем, на территории России функционируют 737 организаций инфраструктуры. На рисунке 2.2.1 показана направленность инфраструктурных организаций.
Рис. 2.2.1.
На базе приведенных данных, мы провели анализ инфраструктурных элементов входящих в состав инфраструктурных организаций и получили количественные данные, представленные в рисунке 2.2.2.
Рис. 2.2.2
На рисунке видно, что из 482 инфраструктурных элементов:
– 20% это центры трансферта технологий, которые напрямую работают с промышленными предприятиями;
- 18 % технопарки;
- 16% инновационные центры;
- 16% инновационно-технические центры;
- 15% бизнес -инкубаторы;
- 15 % - образовательные учреждения (44 ВУЗа и 27 др. образовательных учреждений);
Эффективность инфраструктурных организаций, определяется не количеством инфраструктурных элементов, а интеграцией их деятельности с промышленными предприятиями и комплексами.
Системность инфраструктурных институтов предполагает комплексную поддержку инновационных процессов, где коммерческие банки обеспечивают финансирование и кредитование процессов создания и внедрения инноваций; консалтинговые, страховые, аудиторские фирмы проводят оценку инновационного рынка, потенциала, восприимчивости, осуществляют защиту интеллектуальной собственности; посредством инновационных центров осуществляется взаимосвязь «наука-производство».
Важно подчеркнуть, что инфраструктурные элементы не являются взаимоисключающими, они характеризуются своей разнородностью при условии взаимодополняемости и взаимообусловленности. Только по этому принципу осуществляется поддержка инновационных и промышленных кластеров региона для дальнейшего экономического роста. На основе анализа основных направлений инфраструктурных элементов можно построить структурно-функциональную модель экономического развития региона, что позволит рассматривать инфраструктуру инновационного развития, как – комплекс взаимодополняющих друг друга элементов (рис. 2.2.3).