Формирование элементов инфраструктуры инновационного типа устойчивого развития крупного производственно- хозяйственного комплекса (КПКХ)
Большое значение имеет законность деятельности организации, которую контролируют аудиторские фирмы. Как организации внешнего добровольного или обязательного контроля за законностью действий организации и ее соответствия своим собственным целям и задачам, аудиторские фирмы позволяют ограничить риски недобросовестности и непрофессионализма (по крайней мере, выявить их на достаточно ранней стадии), повысить прозрачность организации.
Инжиниринговые фирмы – своего рода соединительное звено между инновационными фирмами, занимающимися разработкой инновационной продукции и промышленными предприятиями. Инжиниринговые фирмы осуществляют оценку вероятной значимости, коммерческой конъюнктуры и техническое прогнозирование будущей технологии в производственном процессе, проводят испытательные работы по поручению промышленных фирм и государственных структур. Они объединяются в ассоциации, что усиливает координацию их действий. Основной эффект инжиниринговых фирм в ускорении внедрения инновационных процессов в промышленный комплекс региона [143].
Следует сказать также и о внутрикорпорационной или промышленной форме ускорения инновационных процессов, которая получила название «профитцентр».
Профитцентр – это целевое объединение специалистов нескольких смежных отраслей науки, а также управления производством и внедрением наукоемкой продукции в производство. Это предполагает объединение в профитцентры консультационных, инжиниринговых и страховых фирм, что существенно ускоряет процесс внедрения инновационной продукции.
Роль профитцентров в России выполняют инновационные фонды, центры поддержки предпринимательства, центры трансфера технологий.
Инновационный фонд – совокупность денежных средств, предназначенных для финансирования региональных инновационных программ и проектов по широкому внедрению новых технологий, материалов и другой наукоемкой продукции.
Основными задачами инновационных фондов являются рассмотрение и ранжирование проблем, связанных с технологическим развитием региона. Это позволяет не только отслеживать уже инициированные проекты, но и стимулировать появление новых инноваций в интересах региона, проводить экспертизу инновационных разработок, принимать решение о финансировании. Инновационные фонды участвуют в формировании и экспертизе инновационной инфраструктуры региона, анализируют и вырабатывают предложения по созданию в установленном порядке региональных научно-технологических, сервисных центров, других инновационных структур в регионе.
Немаловажная роль в становлении и успешном функционировании инфраструктуры инновационного развития отводится внебюджетным инвестиционным фондам, предназначенным для содействия и освоения инноваций в хозяйственной практике [118].
Деятельность фонда имеет два направления:
- оказание финансовой поддержки научным и инновационным программам, проектам, исследованиям, направленным на создание новых видов наукоемкой продукции, сырья, материалов и разработку новых и совершенствование применяемых технологий, мероприятиям и работам по повышению технологического уровня производства и продукции, работам по стандартизации, сертификации и лицензированию продукции; разработку нормативных методических материалов.
- оказание организационного и финансового содействия в создании и развитии инфраструктуры научной и инновационной деятельности и развитии системы научно-технической информации, в формировании банков данных научных разработок и инновационной продукции.
Для решения поставленных задач фонд:
- координирует региональную инновационную среду с государственной политикой;
- осуществляет мониторинг средств в рамках централизованной и нецентрализованной части фонда;
- проводит анализ и экспертизу заявок на финансирование;
- заключает с иными специализированными внебюджетными фондами региона договоры и соглашения о совместном финансировании научно-технических и инновационных программ и проектов, находящихся на стыке приоритетных направлений экономики региона;
- оказывает консультационное и методическое содействие в формировании тематических планов и программ научно-технического развития промышленных предприятий.
Представляется необходимым сказать о центрах поддержки инновационного развития в регионах РФ. Так, в 1997 – 1998 гг. в рамках проекта « Развитие науки и технологий» программы ЕС ТАСИС, реализованном Министерством науки России совместно с консорциумом ЕС при участии региональных администраций, в Зеленограде, Новосибирске, Томске и Самаре были созданы центры поддержки инновационных процессов. Уже первые результаты этой деятельности показали положительную динамику, т.к. центрами уже на начальной стадии формирования, в регионах, осуществлен значительный объем работ по подготовке, заключению и сопровождению контрактов на разработку наукоемкой продукции, в том числе и по зарубежным заказам.