Особенности и этапы приватизации в России
Ускорение научно-технического прогресса, проявляющееся в быстром распространении новых инновационных технологий, компьютеризация экономической деятельности меняют характер ведения бизнеса и межрегиональные отношения.
Новые «культурно-экономические» регионы отличаются от «административных» регионов тем, что они строятся на иных принципах. Основу их строительства в постиндустриальной экономике образуют общие площади торговли финансами и акциями, а также инновационными технологиями, т.е. наиболее мобильные экономические ресурсы, легко конвертируемые во все иные ресурсы: сырье, землю, здания, сооружения, станки и пр., делает новые экономические регионы специфическими мобильными образованиями. В этих регионах главным видом капитала становится человеческий капитал, обладающий приоритетным значением по отношению к основным фондам и природным ресурсам. Поэтому резко падает значение государственных и административных границ. Как только потоки капитала, товаров, технологических разработок и акций выходят за границы старых «административных» регионов, центры принятия решений «культурно-экономических регионов перестают совпадать с административными центрами, а экономические границы больше не соответствуют административным.
Старые «административные» и новые «культурно-экономические» регионы могут совмещаться полностью или частично в рамках одной территории и в тоже время существовать как параллельные относительно самостоятельные социальные пространства.
«Культурно-экономические» регионы могут быть трансграничными, формируя свое сообщество, они могут локализоваться на территории отдельных государственно-административных и муниципальных образований, порождая неоднородность социально-экономического развития отдельных территорий, провоцируя конфликты между ними или их населением.
«Административные» регионы остаются территориальной площадкой для функционирования новых экономических регионов. Новые экономические регионы не ликвидируют старые «административные», а лишь «надстраиваются» над ними, но при этом приобретают иную пространственную организацию. Географическая локализация новых «культурно-экономических» регионов перестает совпадать с государственно-административным делением страны и по технологическим причинам. Для возникающей в России новой экономики факторы местоположения основных фондов, производственных мощностей, оказывается важным, но не решающим. Современный результат процессов глобализации и информатизации заключается в том, что производственный сектор и сектор управления им становятся все более независимыми друг от друга и могут разделяться географически без экономических потерь.
Таким образом, с одной стороны, наметился разрыв между теорией, допускающей возникновение регионов вне привязки к административным границам и практикой государственного управления региональным развитием, имевшей в качестве объекта – административные границы. С другой стороны, возникло явное несоответствие между реальными процессами пространственного структурирования страны и административными формами, фиксирующими территориальное устройство государства.
Но, несмотря на то, что в России государственная политика пространственного развития до сих пор никак не оформлена, а существующие ассоциации экономического взаимодействия субъектов Федерации выполняют в основном функции совместного лоббирования принятия определенных решений на федеральном уровне и для управления строительством новых экономических регионов пока мало приспособлены, существующий сегодня «регион» выполняет все свои функции, присущие самостоятельной экономической системе и, несмотря на то, что в недалеком будущем он, возможно, полностью лишится в экономическом понимании административных границ, все же не перестанет быть компактной самодостаточной территориальной системой и в том числе в глобальном масштабе