Особенности и этапы приватизации в России
- уровень и темпы экономического развития;
- тип территориальной структуры;
- коэффициент плотности населения;
- темпы прироста населения;
- характер и коэффициент производственной специализации;
- емкость рынка.
В настоящее время РФ включает 89 регионов – субъектов Федерации, каждый из которых имеет в своем ведении большую часть экономических объектов, расположенных на его территории, и формирует собственную политическую, экономическую и правовую системы.
Позитивным следствием прошедшей регионализации РФ стало то, что ее субъекты начали жить относительно самостоятельно. Регионы стали во многом автономно определять темпы и глубину экономических реформ, модели приватизации, социальную политику, формировать собственную законодательную базу.
Проявление глобальных изменений в мировой экономике, способствовало возникновению уникальных возможностей для самостоятельного развития предприятий и регионов. Определяющее значение приобретают: информация, интеллект, коммуникации, мобильные финансовые потоки. Это все компоненты нового информационного пространства, формирующегося и по сей день.
При совершающемся переходе от индустриальной экономики к постиндустриальной и от административной интеграции к культурной российские административные регионы оказались несовершенными. Прежняя регионализация целенаправленно задавалась государством и опиралась на стратегию и практику размещения производительных сил. При этом формировавшиеся регионы являлись частями единого народнохозяйственного комплекса, а их границы совпадали с государственно-административными.
В конце же 1990-х годов в стране началось «свертывание» пространства «административных» регионов России, постепенное нарастание экономического, правового, государственно-административного и социокультурного своеобразия отдельных территорий, и на этом фундаменте развернулось строительство новых пространственных объединений – «культурно-экономических» регионов. Последние основаны на пространственной локализации определенных видов экономической деятельности, центром которой является управление финансами и собственностью, разработка новых технологий и продуктов, а также создание необходимой сферы социально-культурных услуг. Новые «культурно-экономические» регионы не покрывают всю карту страны как однородное единое пространство и зачастую не совпадают с административными границами.
Очевидно, что новые экономические регионы развиваются и будут в дальнейшем совершенствоваться за счет трансформации прежнего административного пространства старых административных регионов, высвобождая тем самым, элементы и энергию для создания нового.
Сейчас очередь пережить культурно-экономическую регионализацию дошла и до России. Увлекшись «административным» строительством, страна и ее регионы не сформировали культурное сообщество, формирующее ценности, признаваемые в этом глобальном мире. Отсюда, разрыв между развитыми странами и Россией с ее регионами не технического, а гуманитарно-культурного порядка, может быть преодолен в результате использования новых гуманитарных технологий.
До середины 1990-х гг. российские «административные» регионы могли игнорировать в какой-то мере новую пространственную организацию мира, поскольку Федерация практически полностью приняла на себя функцию выстраивания отношений с ним. Однако, чуть позже, Федеральный центр оказался не в состоянии далее удерживать социальное пространство страны и стал постепенно слагать с себя протекционистские обязательства перед субъектами Федерации. Последние, лишившись возможности покрывать свои убытки за счет привлекаемых из вне ресурсов, вынуждены были самостоятельно искать свое место в глобальном мире, осваивать предписываемые им формы и типы деятельности.