Глобализация бизнеса .

Стандартный взгляд на ведущие транснациональные компании вклю­чает в себя оценки двух противоположных подходов. Первый состоит в том, что они сверхэксплуатируют своих работников и природные ре­сурсы, игнорируя интересы сообщества в целом. Второй включает в себя признание того, что они содействуют переносу передовых технологий в бедные страны и дешевых продуктов в более богатые. По мнению экс­пертов, истина лежит где-то посредине. Они же утверждают, что усиление могущества ТНК осуществляется за счет роста масштабов их деятельно­сти и вертикальной интеграции, что позволяет осуществлять плавный переход от поставщика к производителю и затем к потребителю. Тем самым так называемая гибкость ТНК делает все более затруднительными для правительств получение части их доходов, охрану окружающей среды и обеспечение охраны труда.

По замыслу архитекторов глобализации она могла бы обеспечить глобальным компаниям новые позиции по следующим направлениям:

1) значительное уменьшение своей зависимости от государства по­ средством более самостоятельного определения объемов налоговых платежей, выбора собственного содержания и масштабов своей соци­альной ответственности, появление возможности оказания прямого воздействия на правительственные органы в случае использования различных рычагов влияния на субъектов международных экономи­ческих отношений в любом регионе планеты, включая военную силу;

2) разработка и развертывание новой эффективной системы воздей­ствия на потенциально более слабых партнеров в сфере торговли, услуг, финансов, и технологий;

3) устранение барьеров на пути движения к рынку без границ, что подразумевает преодоление военных, политических, национальных, религиозных, культурных и гуманитарных противоречий посредством коренного реформирования действующей системы международных отношений по всему спектру их содержания;

4) создание социальных и экономических механизмов, использова­ние которых позволит рационально решать вопросы взаимодействия ТНК с государством, международными организациями и обществен­ностью;

5) формирование финансовых и материальных резервов по секторам рынка, способных искусственно перемещать границы рынка глобаль­ных компаний в зависимости от его конъюнктуры, покупательной способности потребителей и социальной ситуации в региональном или глобальном масштабе.

Антиглобализм

Последние полтора десятилетия политические события, сопрово­ждающиеся выходом протестующих людей на улицы и площади городов, часто развиваются по одной и той же схеме: определенные настроения формируются СМИ, затем подключается — и, как правило, не бескорыст­но — какая-то общественная организация, которая выводит людей на ули­цы.

За наиболее яркими протестами антиглобалистов в Сиэтле в 1999 г., по мнению известного американского эксперта Линдона ЛаРуша, стояли глобальные компании, владельцы и руководители которых находились в противоречии с другими глобальными компаниями. Российские крити­ки глобализации, преимущественно левого профиля, приводят реальные факты и справедливо предупреждают о социальной угрозе, которую несет в себе глобализация. Однако они не заметили или специально игнори­руют весьма важную закономерность: глобализация действительно была инициирована глобальными компаниями как инструмент своей дальней­шей экспансии. Однако именно процесс глобализации вобрал в себя практически все новые социально-экономические явления конца XX -начала XXI вв. и обрел объективный характер независимо от того, хотели этого глобальные компании или нет.

Конечно, в самом движении антиглобалистов есть и искренние попытки остановить глобализацию как угрозу обострения социальных проблем мирового сообщества. Однако эти попытки реально могут слу­жить лишь рычагом для придания глобализации более рационального и социально позитивного характера.

Информационное развитие компаний

Информационное развитие компаний включает в себя два направле­ния стратегии: информационное обеспечение лиц, принимающих реше­ние, и информационная инфраструктура, позволяющая компании опе­ративно воспринимать поступающую информацию и адекватно на нее реагировать. И то и другое — необходимые условия сохранения лидер­ства глобальными компаниями. Как ни парадоксально это может звучать, но первая часть задачи на уровне ее постановки может оказаться труднее второй. Если руководителей глобальных компаний спросить, удовлетво­рены ли они потоком информации, на основе которой они принимают текущие, тактические и стратегические решения, большинство из них дадут отрицательный ответ. Им удастся ответить и на следующий вопрос: чего им не хватает для полного информационного обеспечения принятия решений. Но вопрос о том, каким образом заполнить оставшиеся инфор­мационные ниши, останется без ответа, и решение его будет поручено специалистам компании, которые за это получают зарплату.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7