Глобализация бизнеса .
Стандартный взгляд на ведущие транснациональные компании включает в себя оценки двух противоположных подходов. Первый состоит в том, что они сверхэксплуатируют своих работников и природные ресурсы, игнорируя интересы сообщества в целом. Второй включает в себя признание того, что они содействуют переносу передовых технологий в бедные страны и дешевых продуктов в более богатые. По мнению экспертов, истина лежит где-то посредине. Они же утверждают, что усиление могущества ТНК осуществляется за счет роста масштабов их деятельности и вертикальной интеграции, что позволяет осуществлять плавный переход от поставщика к производителю и затем к потребителю. Тем самым так называемая гибкость ТНК делает все более затруднительными для правительств получение части их доходов, охрану окружающей среды и обеспечение охраны труда.
По замыслу архитекторов глобализации она могла бы обеспечить глобальным компаниям новые позиции по следующим направлениям:
1) значительное уменьшение своей зависимости от государства по средством более самостоятельного определения объемов налоговых платежей, выбора собственного содержания и масштабов своей социальной ответственности, появление возможности оказания прямого воздействия на правительственные органы в случае использования различных рычагов влияния на субъектов международных экономических отношений в любом регионе планеты, включая военную силу;
2) разработка и развертывание новой эффективной системы воздействия на потенциально более слабых партнеров в сфере торговли, услуг, финансов, и технологий;
3) устранение барьеров на пути движения к рынку без границ, что подразумевает преодоление военных, политических, национальных, религиозных, культурных и гуманитарных противоречий посредством коренного реформирования действующей системы международных отношений по всему спектру их содержания;
4) создание социальных и экономических механизмов, использование которых позволит рационально решать вопросы взаимодействия ТНК с государством, международными организациями и общественностью;
5) формирование финансовых и материальных резервов по секторам рынка, способных искусственно перемещать границы рынка глобальных компаний в зависимости от его конъюнктуры, покупательной способности потребителей и социальной ситуации в региональном или глобальном масштабе.
Антиглобализм
Последние полтора десятилетия политические события, сопровождающиеся выходом протестующих людей на улицы и площади городов, часто развиваются по одной и той же схеме: определенные настроения формируются СМИ, затем подключается — и, как правило, не бескорыстно — какая-то общественная организация, которая выводит людей на улицы.
За наиболее яркими протестами антиглобалистов в Сиэтле в 1999 г., по мнению известного американского эксперта Линдона ЛаРуша, стояли глобальные компании, владельцы и руководители которых находились в противоречии с другими глобальными компаниями. Российские критики глобализации, преимущественно левого профиля, приводят реальные факты и справедливо предупреждают о социальной угрозе, которую несет в себе глобализация. Однако они не заметили или специально игнорируют весьма важную закономерность: глобализация действительно была инициирована глобальными компаниями как инструмент своей дальнейшей экспансии. Однако именно процесс глобализации вобрал в себя практически все новые социально-экономические явления конца XX -начала XXI вв. и обрел объективный характер независимо от того, хотели этого глобальные компании или нет.
Конечно, в самом движении антиглобалистов есть и искренние попытки остановить глобализацию как угрозу обострения социальных проблем мирового сообщества. Однако эти попытки реально могут служить лишь рычагом для придания глобализации более рационального и социально позитивного характера.
Информационное развитие компаний
Информационное развитие компаний включает в себя два направления стратегии: информационное обеспечение лиц, принимающих решение, и информационная инфраструктура, позволяющая компании оперативно воспринимать поступающую информацию и адекватно на нее реагировать. И то и другое — необходимые условия сохранения лидерства глобальными компаниями. Как ни парадоксально это может звучать, но первая часть задачи на уровне ее постановки может оказаться труднее второй. Если руководителей глобальных компаний спросить, удовлетворены ли они потоком информации, на основе которой они принимают текущие, тактические и стратегические решения, большинство из них дадут отрицательный ответ. Им удастся ответить и на следующий вопрос: чего им не хватает для полного информационного обеспечения принятия решений. Но вопрос о том, каким образом заполнить оставшиеся информационные ниши, останется без ответа, и решение его будет поручено специалистам компании, которые за это получают зарплату.