Глобализация бизнеса .
В наши дни главными движущими силами нарастающего процесса участия предприятий в международном бизнесе выступают следующие факторы.
1. Дефицит национальных природных ресурсов или ухудшение горно-геологических условий их добычи. Низкая стоимость земельных участков и благоприятные для организации предприятий природные условия - климат, почвы, энергоносители, обилие воды.
2. Обостряющаяся конкуренция на национальном рынке, который становится «вялым» по мере насыщения его однородной продукцией. Стремление к организации предпринимательства в странах с емкими, растущими рынками сбыта товаров обусловлено принципом стратегии агрессивных компаний: «Создавать местное производство для местного рынка».
3. Возможность снизить издержки производства и сбыта за счет привлечения более дешевой рабочей силы и «человеческого капитала» принимающей страны, а также использования иностранного капитала, технологии и опыта управления предприятиями.
4. Выявление дополнительных путей повышения конкурентоспособности своих экспортных товаров в условиях обострения конкуренции на мировых рынках.
5. Снижение расходов, связанных с национальным государственным регулированием, таких, как налоги, затраты на природоохранные меры для достижения соответствия нормам по охране окружающей среды и т.д.
6. Использование возможностей внешнеэкономической деятельности по снижению потерь предприятий от государственного регулирования в принимающей стране: перераспределение изготовления компонентов на заграничных предприятиях, трансфертные цены и другие меры по преодолению таможенных барьеров и торговых ограничений в принимающей стране.
7. Растущая неопределенность в долговременном спросе на товары, а также другие многочисленные риски, которые побуждают предпринимателей к географической диверсификации деятельности.
8. Возможность использовать иностранную индустриальную инфраструктуру и валютные ресурсы.
При этом необходимо иметь в виду, что без тесной связи с банками даже крупнейшие международные корпорации не могут сохранять свое превосходство на конкурентоспособном уровне. Таким образом, внешнеэкономические связи между предприятиями, в свою очередь, активизируют деятельность финансового капитала, который в целях адаптации к условиям финансирования зарубежных предприятий сам становится интернациональным, образуя заграничную сеть банковских филиалов, олицетворяющую интернационализацию финансового капитала.
Во многих случаях даже весьма солидные компании смогли выжить в конкурентной борьбе только благодаря использованию в своей стратегии внешнеэкономических связей. Примером может служить фирма Stanly Works (США), изготавливающая режущие и измерительные инструменты с 1843 г. В начале 80-х гг. XX столетия руководство фирмы под давлением со стороны конкурентов - иностранных компаний вынуждено было принимать срочные меры по снижению издержек производства. С этой целью часть производственных операций была перенесена за границу на завод в городе Пуэбла (Мексика), где рабочая сила значительно дешевле, чем в. США. Инструменты, изготовленные в Мексике, могли конкурировать на рынке США с аналогичными импортными изделиями из Китая. В последующие годы фирма Stanly Works в целях использования преимуществ интернационализации производства организовала родственные промышленные предприятия во Франции, Великобритании и на о. Тайвань. К концу 80-х гг. 25% из 90-миллионного бюджета фирмы составляли прямые иностранные инвестиции, а доходы от зарубежных предприятий оценивались приблизительно в 30% от суммы общих прибылей.
Опыт государств с наиболее высокими темпами промышленного развития указывает на следующее влияние внешнеэкономической деятельности на экономику участвующих в ней фирм и стран:
· Сбыт продукции иностранных или совместных с ними предприятий на внутреннем рынке принимающего государства способствует выравниванию сальдо внешнеторгового баланса, так как в ассортимент этой продукции обычно входят изделия, которые ранее импортировались;
· Иностранные предприятия создают новые рабочие места в принимающей стране, содействуют оживлению деловой активности;
· Насыщение рынка принимающей страны продукцией иностранных или совместных с ними предприятий положительно сказывается на снижении темпов роста инфляции, так как изготовленные ими товары, как правило, реализуются по ценам, более низким, чем стоимость импортных изделий;
· Местные промышленные компании, чтобы остаться жизнеспособными, вынуждены ускоренно поднимать технико-экономический уровень своего производства до соответствующих показателей иностранных предприятий;
· Местные промышленные компании, чтобы остаться жизнеспособными, вынуждены ускоренно поднимать технико-экономический уровень своего производства до соответствующих показателей иностранных предприятий.