Глобализация бизнеса .
Эволюция интернационализации производства неразрывно связана с движением международного разделения труда в направлении от общего к частному и, наконец, к единичному. Во времени переход происходит от межотраслевой (общее разделение труда) специализации предприятий разных стран к внутриотраслевой (частное разделение труда) - и далее к еще более высокой степени специализации, когда четко проявляются черты единичного разделения труда - предметная, подетальная, типоразмерная, поузловая, технологическая специализации.
Узкая специализация явилась первопричиной образования нового типа предприятий и даже отраслей, выпускающих ограниченную одним технологическим циклом номенклатуру полуфабрикатов, узлов и деталей. К таким предприятиям относятся литейные, кузнечно-штамповочные, инструментальные заводы, рассчитанные на удовлетворение спроса целых отраслей индустрии разных стран. Распространение единичного разделения труда обусловлено достижением минимальных издержек производства на узкоспециализированных предприятиях, участвующих в научно-производственной кооперации в отличие от комбинатов, где организация изготовления всех деталей готовой продукции основана на пооперационном или функциональном разделении труда. Так, высокие издержки производства заставили компанию Siemens в конце 80-х гг. перейти от изготовления всех компонентов электрического и электронного оборудования на своих предприятиях (где из 300 специализированных заводов со временем рентабельными остались только 100) к приобретению ряда узлов и деталей на мировом рынке. Принять активное участие в такой форме международного разделения труда и выйти на мировой рынок с компонентами готовых изделий, очевидно, целесообразно машиностроительным предприятиям нашей страны, в первую очередь тем, которые вступили на путь конверсии.
В конкурентной борьбе на внутреннем и внешнем рынках наукоемких отраслей промышленности все большую роль играет не только удешевление стандартизированной продукции, но и постоянная модернизация технологий и оборудования с целью повышения качества продукции.
Всеобщее стремление выпускать высокотехнологичную продукцию объясняется эффективностью ее производства и сбыта. В 80-х гг. прибыли от продаж традиционных промышленных товаров (проката черных и цветных металлов, продукции электротехнической промышленности, автомобилей, нефтепродуктов, текстиля, бумаги и целлюлозы, промышленного сырья) крупнейших компаний Западной Европы, Японии и США оценивались в 3,7%, в то время как соответствующий показатель при реализации новых наукоемких товаров (продукции тонкой химической технологии, электронных систем оборудования связи, конторского оборудования, фармацевтических товаров) достигал 5,1%.
Расширение внешнеэкономических связей в высокотехнологичных отраслях связано еще с удорожанием и усложнением научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР). В частности, в фармацевтической промышленности разработка и внедрение в производство нового лекарственного препарата в 70-е гг. оценивались приблизительно в 16 млн. долл. и занимали по времени 4—5 лет. В 90-е гг., по мнению руководителей компании Imperial Chemical Industries (Великобритания), весь процесс от начала НИОКР до выхода препарата на мировой рынок оценивается в 250 млн. долл. и занимает время до 12 лет. Чтобы иметь возможность нести такие расходы, крупнейшие фармацевтические компании активно сотрудничают со своими зарубежными коллегами. Нередки случаи, когда международное сотрудничество, начавшееся с внешнеторговых сделок или обмена лицензиями, приводит к совместным предприятиям и поглощению слабых партнеров более сильными.
Специфика внешнеэкономических связей, и в первую очередь в высокотехнологичных отраслях промышленности, приводит к росту спроса на мировом рынке на компьютерные системы и средства оргтехники за счет формирования в последней четверти XX в. нового межотраслевого международного комплекса, внутри которого осуществляется значительный объем работ по информационному обеспечению различных отраслей промышленности.
ВЭД играет большую роль в возрастании значения в мировом производстве небольших компаний, в частности, в США 150 тыс. небольших производств имеют долю в более чем 20% объема экспорта страны. Многие из них вовлечены в процесс интернационализации производства, который стал для них фактором жизнеспособности. На первом этапе такие компании обычно заключают с иностранными фирмами соглашения о научно-техническом сотрудничестве или обмене лицензиями, а затем организуют совместные международные предприятия. Продажа лицензий позволяет небольшим компаниям получать значительные прибыли в форме разовых платежей и роялти за предоставление права производства их продукции за рубежом. Так, американские компании в течение 80-х гг. вдвое увеличили свои поступления от продаж лицензий за границу - с 6,2 млрд. долл. в 1979 г. до 12 млрд. долл. к 1997 г. [8], [13]