Выбор метода ценообразования в условиях рыночных отношений
Четвертое. Фактором при установлении значимости товара для покупателя является выбор, доступный потенциальному покупателю. У покупателя всегда есть выбор покупать у различных продавцов или вообще ничего не покупать.
При использовании этого метода предприятие исходит из того, что потребитель определяет соотношение между ценностью товара и его ценой и сравнивает его с такими же показателями для аналогичных товаров, выпускаемых другими предприятиями.
Для прогнозирования объема спроса используются три основных показателя: коэффициент прямой эластичности спроса по цене, коэффициент перекрестной эластичности и эластичности по доходу.
Коэффициент прямой эластичности рассчитывается по формуле:
ЕА= ,
где ЕА - коэффициент прямой эластичности спроса по цене данного товара,
∆QА – изменение спроса в % на товар А,
∆РА— изменение цены в % на товар В.
Если ЕА>1, спрос эластичный, то есть даже небольшое изменение цены приводит к большому изменению объема спроса.
Если ЕА<1, спрос неэластичный, то есть даже большое изменение цены не приводит к значительному изменению спроса.
В коротком периоде для производителя или продавца выгодно, чтобы спрос был эластичным.
В длительном периоде, чем неэластичнее спрос, тем можно больше манипулировать ценой.
Коэффициент перекрестной эластичности показывает, как меняется цена на другой товар, то есть, есть ли у товара дополняющие или взаимозаменяющие товары.
ЕR=
где ЕAB — коэффициент перекрестной эластичности спроса
по цене,
∆QА% — изменение спроса в % на товар А,
∆РВ% — изменение цены в % на товар В.
Если ЕAB>0, товары взаимозаменяемые,
ЕAB< 0, товары взаимодополняемые,
ЕAB=О, товары независимые.
При прогнозировании спроса важно учесть, как изменится спрос на товар, если изменится доход покупателя.
Для этого используется коэффициент эластичности спроса по доходу:
ЕR=
где R-доход покупателя,
∆Q - изменение спроса,
ER - коэффициент эластичности по доходу.
Если ЕR<0, товары низкокачественные, т.е. с изменением дохода спрос на них снизится;
ЕR>0 — товар нормальный, растет доход, увеличивается спрос;
0<ЕR<1 — товар первой необходимости;
ЕR>1 — предмет роскоши, то есть, нет предела насыщению.
Кроме того, при прогнозировании спроса необходимо также учитывать рыночный или совокупный спрос.
На рыночный спрос большое влияние оказывают психологические (субъективные) факторы, например, "эффект подражания" или "эффект снобизма". Существуют трудности в определении самого объема спроса.
Учет реакции покупателей на изменение цен осуществляется следующими методами:
1. Анализ данных предыдущего периода методом регрессии, экстраполяции полученных результатов на будущее.
2. Проведение на рынке эксперимента с различными ценами.
3. Изучение предполагаемых ситуаций по покупке товаров на рынке или намерений к их покупке.
Все эти методы имеют определенные недостатки. Однако данный метод ценообразования наиболее соответствует конкурентному рынку.
5. Расчет цены на основе прейскурантов цен.
Этот метод часто используется при расчете цены на промышленную продукцию. В данном случае цена определена в том смысле, что все покупатели платят одинаковую сумму.
Для индивидуальных покупателей существует совсем незначительная возможность торгов относительно цены, хотя крупные покупатели часто влияют на общий уровень цен. Такие индустрии могут быть олигополистическими по природе, или представлены мелкими торговцами, например, в сельском хозяйстве.
Цель всех методик состоит в том, чтобы сузить диапазон цен, в рамках которого и будет выбрана окончательная цена товара. При установлении окончательной цены необходимо учесть всю сумму факторов: государственное регулирование, возможность воздействовать с помощью различных методов конкуренции – ценовой и неценовой, законной и незаконной.