Выбор метода ценообразования в условиях рыночных отношений
Конкурентные торги могут быть закрытыми или договорными. Во время процедуры закрытых торгов торги происходят в определенное время, и награда ждет лицо, предлагающее самую низкую цену. Конкурент не узнает о цене других, пока не назовет свою. Многим государственным, муниципальным организациям рекомендуется использовать закрытые торги. При договорных торгах переговоры могут проводиться обычно между двумя торговцами, предлагающими низкую цену, чтобы добиться снижения цены торгов. Процедура договорных торгов более характерна для частных корпораций, чем для государственных.
Цена на основе затратных торгов (метод "запечатанного конверта") устанавливается, как правило, на крупные заказы.
При определении цены ориентируются, прежде всего, на цены конкурентов, но при этом предполагаемая цена должна быть не ниже затрат предприятия, полных или предельных в зависимости от ситуации, сложившейся на предприятии.
3. Расчет цены на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли.
При использовании данного метода фирма стремится установить цену, которая обеспечит ей желаемый объем прибыли. Важное значение имеет расчет количества произведенного продукта. Такой метод ценообразования требует от фирмы рассмотрения разных вариантов цен, их влияния на объем сбыта, необходимый для преодоления уровня безубыточности и получения целевой прибыли, а также анализа вероятности достижения всего этого при каждой возможной цене товара.
В основе этого метода лежит тестирование цен на прибыльность и определение точки безубыточности.
Точку безубыточности можно найти аналитическим способом по формуле:
Кб =
где Кб - коэффициент безубыточности,
Ипост — постоянные издержки на планируемый выпуск,
ИПЕР — переменные издержки,
Впл - планируемый выпуск продукции,
Цпл — планируемая цена продаж.
Если предприятие выпускает широкую номенклатуру продукции, то минимальная стоимость продаж в целом по всему ассортименту определяется:
КБ =
где КБ — коэффициент безубыточности,
Ц — цена i-го вида продукции,
Ипер— переменные издержки,
Ипер. — переменные затраты на выпуск i-го вида продукции,
Ц — доля выпуска i-го вида продукции в общем объеме производства.
Выпуск каждого вида продукции (ВБi) определяется по формуле:
ВБi = КБ • Li
Таким образом, определяется минимальный объем выпуска продукции, при котором будут покрыты все издержки производства.
Следующим этапом является определение объема производства, предполагаемого на продажу. Обычно при определении желаемого объема производства исходят из прибыли, которая необходима предприятию.
Прибыль рассчитывается с учетом всех расходов, осуществляемых за счет прибыли. Следовательно, для того, чтобы воспользоваться этим методом, необходимо:
· оценить полные затраты при различных программах выпуска товара;
· оценить предполагаемый в течение планируемого периода объем выпуска товара;
· определить прибыль, необходимую для обеспечения жизнедеятельности предприятия и оплаты всех отчислений.
Недостатки этого метода:
· использование для определения цены объема, который, в свою очередь, зависит от цены товара;
· отсутствие учета зависимости между ценой и спросом, в результате чего цена может оказаться слишком высокой или слишком низкой.
4. Установление цены на основе ощущаемой ценности товара.
Основным фактором при этом методе являются не издержки продавца, а покупательское восприятие. Это ценообразование наиболее трудно, но наиболее доходно. Как определить, какой товар является ценным (нужным) для покупателя? Существует четыре суждения.
Первое. Очень полезно разграничивать осознанную ценность от возможной (потенциальной). Осознанная — та, которую покупатель признает сейчас. Возможная — та, которая может быть навязана покупателю в произведенном продукте. Заинтересованность покупателя — это задача рынка (сбыта), которая сопровождается рекламой, предложением, личным ведением торговли и поиском покупателя для пробы продукта.
Второе. Ценность продукта может выражаться по-разному, различными группами покупателей или рыночными сегментами.
Третье. Фактором, влияющим на значимость товара для покупателя, является сама цена. Покупатели часто трактуют цену как оценку продавцом значимости товара.