Выбор метода ценообразования в условиях рыночных отношений
Олигополистический рынок. На данном рынке спрос на некоторый товар представлен множеством самостоятельных покупателей, а на стороне предложения выступают не монополист и не большое число предприятий, а лишь несколько крупных фирм. Характерной особенностью данной ситуации является то, что здесь каждый производитель при выборе своей хозяйственной тактики должен учитывать стратегию конкурента и быстро реагировать на ее изменения.
Выделяются пять основных методов ценообразования, которые применяются в зависимости от цели и положения на рынке.
1. Договорное ценообразование по принципу "средние издержки
+ прибыль".
Основывается на начислении стандартной наценки на себестоимость товара.
Чем объясняется популярность метода?
Во-первых, продавцы больше знают об издержках, чем о спросе. Привязывая цену к издержкам, продавец упрощает для себя проблему ценообразования.
Во-вторых, если этим методом пользуются все фирмы отрасли, их цены, скорее всего, будут схожими. Поэтому ценовая конкуренция сводится к минимуму.
В-третьих, этот метод более справедлив по отношению и к покупателям, и к продавцам. По этому принципу покупатель обычно оговаривает с продавцом привилегию проверки того, как сформировалась цена. А именно: покупатель получает право проверять калькуляционную ведомость контракта.
Однако этот метод отражает традиционную ориентацию на производство и в меньшей степени на рыночный спрос.
Существует два варианта этого метода; с использованием полных и с использованием продельных издержек производства.
Метод полных затрат полнее всего учитывает цену производства, он основан на определении себестоимости как суммы всех прямых и косвенных затрат в расчете на единицу продукции.
Недостаток этого метода:
1. Не принимается во внимание фактор спроса на товар, поэтому он может быть не продан из-за слишком высоких цен.
2. Любой метод отнесения на себестоимость товара постоянных расходов является произвольным.
При расчете цены методом предельных издержек учитываются только те затраты, которые можно непосредственно отнести на производство данного изделия. Данный метод привносит в процесс ценообразования элементы экономического анализа.
Он может быть использован при планировании и контролировании прибыльности. Предполагается, что косвенные и условно-переменные затраты практически неизменны ни при производстве нового продукта, ни при изменении объема.
Следовательно, чем выше разница между ценой (выручкой от реализации) и переменными затрат, тем более рентабельно производство.
Этот метод основан на использовании принципа добавленной стоимости (маржинального дохода). Эта стоимость определяется как разница между выручкой от реализации и прямыми переменными затратами. Маржинальный доход идет на покрытие накладных расходов, а остающаяся разница представляет собой прибыль.
Данный метод может быть использован при выборе оптимальной производственной программы, в условиях неблагоприятной конкурентной среды, при проникновении на новый рынок, при распределении прибыли на крупном предприятии.
Прибыль при использовании метода "средние издержки + прибыль" зависит от рентабельности:
Ц = И +
где Ц — цена,
И — издержки производства (полные или предельные в
зависимости от выбранного варианта),
R — рентабельность продукции, %.
При выборе уровня рентабельности предприятие учитывает свои потребности в массе прибыли, ограничения на рентабельность, рентабельность, заложенную в цену конкурентов.
В настоящих условиях часто используется показатель — рентабельность капитала. Учитывая это, рентабельность продукции можно определить по норме прибыли на вложенный капитал.
При использовании метода полных издержек:
Рентабельность продукции = (Норма прибыли на вложенный капитал х Итог актива баланса) / (Количество единиц реализуемой продукции х Полные затраты на единицу продукции).
При использовании метода предельных издержек:
Рентабельность продукции = (Норма прибыли на вложенный капитал х Итог актива баланса х Сумма постоянных затрат) / (Количество единиц реализуемой продукции х Переменные затраты на единицу продукции).
2. Определение цены посредством конкурентных торгов.
Применяется в случаях борьбы фирм за подряды в ходе торгов. Фирма отталкивается от ожидаемых ценовых предложений конкурентов. Фирме хочется завоевать контракт, а для этого надо запросить цену ниже, чем у других.