Выбор метода ценообразования в условиях рыночных отношений
Определение цели ценообразования представляет собой один из этапов формирования цен. Выбор метода ценообразования зависит от типа рынка, на котором находится производитель или поставщик товара.
Методология ценообразования основывается на использовании множества методов и только двух принципов ценообразования — рыночного и административного. Рыночное ценообразование может осуществляться либо в условиях конкуренции, либо в условиях действия монополии. От выбранного принципа будет зависеть метод ценообразования. Окна пластиковые melke окна melke липецк.
Методологию ценообразования можно изобразить следующим образом:
Методология ценообразования
В условиях атомистического рынка, т.е. рынка, на котором сталкиваются интересы многих продавцов и покупателей, цена, рассчитанная любым из методов, корректируется реальными условиями спроса и предложения. Причем отклонения от первоначально рассчитанного уровня могут быть значительными.
Монополистические и олигополистические структуры рынка позволяют монопольным производителям устанавливать монопольные цены. Монопольные цены могут существенно отклоняться от цены производства как в одну, так и в другую сторону.
Таким образом, выбор метода ценообразования зависит как от объективных, так и субъективных причин. К объективным причинам относится цель, которую преследует производитель данной продукции, изучение этих причин в совокупности позволяет выбрать наиболее оптимальный метод ценообразования.
Метод ценообразования зависит от структуры или типа рынка, который в свою очередь определяется формами и методами конкурентной борьбы.
Рыночная стоимость товара есть его общественная стоимость, представленная как соответствующая часть созданной фактическими затратами труда в данной сфере производства совокупной стоимости, соответственно приходящейся на единицу потребительной стоимости. Эта стоимость выражает действительную среднюю отраслевую производительность труда. Математически точное соответствие рыночной стоимости единицы товара массе затрат труда есть лишь в теоретическом анализе. В реальной жизни это осуществляется в процессе внутриотраслевой конкуренции.
Внутриотраслевая конкуренция — это межфирменная или предметная конкуренция между аналогичными товарами, удовлетворяющими одну и ту же потребность, но различающимися по цене, качеству и ассортименту. Если рассматривать цену с качественной стороны, она является формой стоимости товара. На количественное отклонение цены от стоимости товара влияет соотношение спроса и предложения. Когда речь идет о борьбе за платежеспособный спрос или потребности производства, мы имеем дело с функциональной или межотраслевой конкуренцией. В этом случае в конкурентную борьбу включаются товары различных отраслей, удовлетворяющие различные потребности.
Таким образом, результат межотраслевой конкуренции – цена производства.
Спрос определяет степень отклонения рыночных цен от рыночных стоимостей. Рыночная цена образуется в результате взаимодействия конкурентов, соотношения спроса и предложения, количества продавцов и покупателей на рынке. В зависимости от этого различают следующие основные модели рынка:
· чистая конкуренция;
· чистая монополия;
· монополистическая конкуренция;
· олигополия.
Зная тип рынка, можно выбрать соответствующую стратегию, метод ценообразования и определить способы влияния на пену. В условиях чистой конкуренции совокупность продавцов и покупателей совершает сделки со схожим товарным продуктом, ни один отдельный представитель рынка не оказывает влияния на уровень текущих цен. При рынке чистой конкуренции фирма не имеет ценовой политики, способности регулирования цены, а лишь приспосабливается. Кривая спроса, с которой сталкивается отдельная фирма, совершенно неэластична. Для отрасли, т.е. для всех фирм, производящих продукт, объем продаж может быть увеличен только путем установления более низкой цены на продукт. Рынок чистой конкуренции предполагает ориентацию на средние рыночные цены товаров данного рода.
Вторая модель — чистая монополия — ситуация, когда на конкретном товарном рынке выступает всего один продавец. Кривая спроса не будучи абсолютно эластичной, является нисходящей. Монополист может увеличивать прибыль, не снижая объем продаж. Рынок монополистической конкуренции — это рынок продавцов и покупателей, совершающих сделки не по единой цене, а в различных диапазонах цен. Цена превышает предельные и минимальные средние валовые издержки. Покупатели не получают продукт по наименьшей цене. Кривая фирмы является высокоэластичной. Монополистическая конкуренция характеризуется сравнительно большим числом продавцов, которые производят дифференцированный продукт. Дифференциация является основой создания благоприятных условий для продажи и обновления продукции. Вхождение в отрасль с монополистической конкуренцией довольно простое.