Тройственный характер труда, заключенного в товаре.
Итак, если товар приобретается на рынке по цене равной его стоимости, значит, потребителям нужна данная потребительная стоимость, а значит, нужен и данный конкретный труд, создавший данную потребительную стоимость, и, нужен именно в том количестве, в котором он затрачен. Если товар приобретается выше его стоимости, значит, обществу необходим данный конкретный труд в еще большем количестве, чем он затрачен. И наоборот, если товар покупается по цене ниже его стоимости – это означает, что данный конкретный труд по производству этого вида товара был затрачен в излишнем количестве, чем это необходимо потребителям, и, они не желают оплачивать весь этот труд в полном объеме. Если какой-то данный товар необходим потребителям в строго определенном количестве, то значит, и конкретный данный труд по производству данного товара также необходим обществу в строго ограниченном количестве. Например, если пекари начинают больше работать и начинают выпекать больше хлеба, чем это необходимо для совокупного потребления на рынке, то каждая единица хлеба будет продаваться ниже ее стоимости. Та часть стоимости товара, которую потребители реально оплачивают, является ратифицированной стоимостью. Если сапожник продает сделанные им сапоги за 2 доллара при их реальной стоимости 3 доллара, то это означает, что общество ратифицирует его труд эквивалентный лишь двум долларам, т.е. труд, который оплачивается потребителем – есть ратифицированный труд. Ратифицированный труд показывает, в каких количествах какой-либо вид конкретного труда необходим на рынке, необходим для общества.
Бывает такое положение, что рынок вообще не ратифицирует какой-то конкретный труд. Например, рынок Монголии напрямую не ратифицирует труд английских судостроителей в силу отсутствия в Монголии водных путей и морских портов. Поэтому в Монголии нет необходимости иметь свой морской флот. Монгольский потребитель может только опосредованно ратифицировать труд английских судостроителей, например, купив японский магнитофон, доставленный из Японии в Россию кораблем, построенным на английских судовых верфях, а затем, железной дорогой, доставленный в Улан-Батор. В цене магнитофона уже будет содержаться часть труда английских докеров. Но, однако, напрямую рынок Монголии никаким образом не нуждается в этом виде труда. Роскошную норковую шубку, сшитую в Греции или Италии из меха животных, добытых в России, в Лондоне, может быть, заплатили бы огромную сумму денег, но ее никогда не купит бедуин – коренной житель Сахары, даже если и будет иметь для этого средства. В пустыне нет необходимости иметь такую шубу, а это означает, что данный вид товара не будет иметь в Сахаре никакой ратифицированной стоимости, труд российских охотников и греческих скорняков не будет ратифицирован.
Физический объем ратифицированного труда зависит от колебаний экономических мотиваторов. Чем выше сумма экономических мотиваторов потребителей, тем больше объем ратифицированного труда и наоборот.
Таким образом, мы уже имеем понимание, что человеческий труд, создающий товары, имеет тройственный характер. Во-первых, - это конкретный труд, создающий потребительную стоимость товаров; во-вторых, - это абстрактный труд, создающий стоимость товара; и, в-третьих, - это ратифицированный труд, который создает ратифицированную или меновую стоимость, определяющую цену товара.