Тройственный характер труда, заключенного в товаре.
Итак, такой труд, который создает потребительную стоимость, т.е. труд как набор специфических конкретных операций, труд, который является качественной характеристикой создаваемого им товара, Маркс назвал конкретным трудом.
Итак, конкретный труд создает потребительную стоимость товара. Рассмотрим теперь, как создается трудом стоимость товара. Кроме того обстоятельства, что труд – это последовательное выполнение ряда специфических конкретных операций в процессе создания товара, труд – это еще и расходование человеком своей мускульной и умственной энергии. «Но в стоимости товара представлен просто человеческий труд, затрата человеческого труда вообще».[37] В процессе труда человек совершает ряд движений, которые вызваны сокращением определенных мышц в человеческом организме. При сокращении мышц человеком расходуется определенная кинетическая энергия. Кроме того, труд сопряжен с тем, что человек должен совершать мыслительные процессы даже при самых простых видах труда. Например, он должен помнить про последовательность движений, мозг должен руководить координацией этих движений и т.д. При такой мыслительной деятельности тоже расходуется кинетическая энергия, направленная на передачу импульсов через нейроны от человеческого мозга к мышцам и обратно. В общем, и в целом, при процессе производства товаров человек расходует некоторое количество своей физической энергии. Эта энергия, вернее, это некоторое ее количество, затраченное на производство товара, и определяет стоимость данного товара. Все товары объединяет то обстоятельство, что при их производстве было затрачено некоторое количество человеческой энергии. И это обстоятельство делает возможным соизмерять товары друг с другом именно по количеству затраченной на их производство человеческой энергии. Так сказать, человеческий труд делает возможным привести различные виды товаров к одному общему знаменателю. Маркс писал по этому поводу: «Стало быть, как в стоимостях сюртука и холста исчезают различия их потребительных стоимостей, так и в труде, представленном в этих стоимостях, исчезают различия его полезных форм – портняжества и ткачества».[38] Если при производстве одного сюртука было затрачено больше человеческой энергии, чем при создании метра холста, то это означает, что сюртук обладает большей стоимостью, чем метр холста.
В связи с такой новой трактовкой стоимости товаров возникает вполне закономерный вопрос: «Каким образом мы пришли в предыдущей главе к тому выводу, что стоимость какого-то конкретного товара равна 2 доллара? Каким образом мы обнаруживаем денежный эквивалент стоимости?» На этот вопрос можно ответить, что в процессе эволюции и совершенствования рыночных механизмов обмена, деньги становятся обычным и простым знаком стоимости и посредником в обменных операциях. Если единица затраченной энергии равна 1 ккал, то для ее восстановления человеку нужно какое-то количество денег, допустим 1 доллар. Это означает, что одна килокалория человеческой энергии создает стоимость равную одному доллару. Конечно, здесь мы взяли совершенно абстрактную величину стоимости одной килокалории человеческого труда. Это стоимость всегда зависит от целого ряда факторов и обстоятельств, например, от количества денежных знаков, находящихся в обороте на данном рынке. Однако мы рассмотрим эти факторы позднее.
Труд, в том его смысле, что он есть расходование человеческой энергии в физиологическом плане, Маркс назвал абстрактным трудом. Абстрактный труд создает стоимость товара. «Всякий труд есть, с одной стороны, расходование человеческой рабочей силы в физиологическом смысле, — и в этом своём качестве одинакового, или абстрактно человеческого, труд образует стоимость товаров».[39]
Кроме потребительной стоимости и стоимости мы знаем еще одно важное свойство товара – это ратифицированная стоимость. Маркс стоял на пороге раскрытия этого неизвестного ему свойства, назвав ее меновой стоимостью, но, запутавшись, в конце концов, в лабиринте собственных рассуждений и умозаключений он пришел к неправильному выводу, отождествив меновую стоимость со стоимостью, так и не рассмотрев в меновой стоимости самостоятельного отдельного свойства товара. Меновая стоимость, или ратифицированная стоимость, - это приобретенное свойство товаров, выражающееся в их способности обмениваться на другие виды товаров в определенных пропорциях, которые определяются не только стоимостью товаров, но и факторами спроса и предложения на них. «Меновая стоимость, прежде всего, представляется в виде количественного соотношения, в виде пропорции, в которой потребительные стоимости одного рода обмениваются на потребительные стоимости другого рода, - соотношения, постоянно изменяющегося в зависимости от времени и места».[40] Товар – это воплощение потребительной стоимости, стоимости и ратифицированной стоимости. Товар уже обладает потребительной стоимостью в момент, когда закончено его производство, т.к. он становится способным удовлетворять какую-либо человеческую потребность. Товар является носителем стоимости еще до его появления на рынке, т.к. он уже содержит в себе человеческий труд, затраченный на его производство. Человеческая энергия уже была потрачена на то, чтобы товар появился на свет. Однако же, тот факт будет ли продан товар по его стоимости, будет ли он продан выше или ниже этой отметки, зависит не только от того, какую потребительную стоимость имеет данный товар, какую человеческую потребность он призван удовлетворять, но и от того, насколько заинтересован потребитель в удовлетворении данной своей потребности. Известным это станет только непосредственно в самом процессе обмена, когда товар будет выставлен на рынок. «С другой стороны, прежде чем товары смогут реализоваться как стоимости, они должны доказать наличие своей потребительной стоимости, потому что затраченный на них труд идёт в счёт лишь постольку, поскольку он затрачен в форме, полезной для других. Но является ли труд действительно полезным для других, удовлетворяет ли его продукт какой-либо чужой потребности, — это может доказать лишь обмен».[41] Даже самые ультрасовременные и ультратехнологичные методики прогнозирования спроса, основанные на принципах теории предельной полезности, не могут достаточно точно и эффективно определять величину будущего спроса на товар. Это связано с тем, что спрос рождается в голове потребителя, а даже самые современные исследовательские технологии не могут внедриться в человеческий мозг и расшифровать всю содержащуюся в нем информацию. Психика человека настолько очень тонкая и динамичная вещь, что иногда даже сам человек не может предугадать, что он совершит в следующую секунду. А область человеческого подсознательного и бессознательного вообще область, изученная еще меньше, чем черные дыры Вселенной. Все современные методики расчетов основаны на изучении массового сознания, основаны на законе больших чисел, опираются на законы общественного поведения людей. Поэтому их прогнозы очень часто расходятся с реальностью. Если бы эти методики были на все 100% точны и объективны, то в мире не было бы экономических и финансовых кризисов, не было бы неудачно введенных на рынок товаров, не было бы банкротств и дефолтов. Но, к сожалению, события, произошедшие в 2007-2008 годах, лишь подтверждают тот факт, что все методы экономического прогнозирования, до сих пор использовавшиеся человечеством, не просто далеки от совершенства, но заслуживают того, чтобы быть безжалостно выброшенными на свалку. Пока современная экономическая наука может похвастаться лишь тем, что она достигла возможности прогнозирования спроса с определенной степенью достоверности, не гарантирующей сколько-нибудь приемлемого результата. Гадание на кофейной гуще и внутренностях жертвенных животных дают больший эффект, чем все те методы, которые разработали современные экономисты.