Предмет политической экономии
У соратника К.Маркса Ф.Энгельса определение политической экономии сформулировано следующим образом: «Политическая экономия, в самом широком смысле, есть наука о законах, управляющих производством и обменом материальных жизненных благ в человеческом обществе».[4] Нельзя не согласиться с Энгельсом в его формулировке, что политическая экономия изучает законы хозяйственной деятельности, но в отличие от Маркса, Энгельс замечателен тем, что даже не упоминает о производственных отношениях как о непременном факторе производства, и также как Маркс Энгельс вовсе игнорирует участие природных материальных факторов в процессе труда. А как марксистская теория трактует категорию производственных отношений? «Они (люди) не могут производить, не соединяясь известным образом для совместной деятельности и для совместного обмена своей деятельностью. Чтобы производить, люди вступают в определенные связи и отношения, и только через посредство этих общественных связей и отношений существует их отношение к природе, имеет место производство». Это определение Маркс вывел в своем труде «Критика политической экономии». Здесь мы можем увидеть, что Маркс вскользь упомянул об отношении людей к природе в процессе производства, но он не развил эту мысль до логического завершения. Система производственных отношений должна обязательно включать в себя и систему взаимодействия человека с окружающим миром, с Природой.
В процессе производства человек непосредственно воздействует на окружающую среду, на экологическую систему. Степень развития силы этого воздействия и прямо и косвенно определяет качественный характер общественных и производственных отношений, возникающих в экономической системе.
Производство теоретически может осуществляться и без каких-либо общественных отношений. Представим себе существование ряда сепаратных друг от друга натурально-хозяйственных единиц, например фермерских семей, где внутри каждой семьи производятся материальные блага для собственного потребления. И если эти семьи не поддерживают между собой никаких связей, не вступают друг с другом в операции обмена или купли-продажи, если они изолированы друг от друга, то в этом случае, производители не вступают ни в какие общественные или производственные отношения между собой. Однако эти субъекты хозяйствования объединены одной общей характеристикой – у них одна цель – выжить, бороться за свое существование, противостоять и подчинять окружающую среду. Эта их первейшая задача и объединяет их в главном производственном отношении – воздействии и подчинении сил природы для своих экономических целей. Интуитивно К.Маркс подчеркивал, что: «Труд есть прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Веществу природы он сам противостоит как сила природы. Для того чтобы присвоить вещество природы в форме, пригодной для его собственной жизни, он приводит в движение принадлежащие его телу естественные силы: руки и ноги, голову и пальцы. Воздействуя посредством этого движения на внешнюю природу и изменяя её, он в то же время изменяет свою собственную природу. Он развивает дремлющие в ней силы и подчиняет игру этих сил своей собственной власти»[5], однако, в дальнейших своих научных изысканиях он никак не учитывает этого своего открытия и полностью его игнорирует. «Активное воздействие человека на природу, т. е. труд, можно рассматривать как управление энергетическими потоками внешней природы, причем источником энергии для этого служит сама природа, а трудовая деятельность совершается только тогда, когда энергии получается, накапливается больше, чем затрачиваться».[6] Исходя из этого, можно сделать вывод, что производственные отношения – это не только отношения между людьми в процессе производства, но также и отношения между человеком как субъектом хозяйства и окружающим миром как объектом хозяйства. Ведь именно из Природы Человек черпает все свои богатства.