Предмет политической экономии
Изучение и критика марксистской политической экономии должна начинаться с анализа подхода К. Маркса к самому понятию политической экономии. Его глубочайшая ошибка заключалась в том, что, рассматривая политическую экономию как самостоятельную научную дисциплину, Маркс сузил границы ее интересов до изучения связи человека с обществом и орудиями производства, упуская из виду, что экономический процесс, – есть процесс взаимодействия человека со всем окружающим миром, с природой в самом широком ее понимании. Этим самым, Маркс обеднил собственную теорию, вырвав из поля ее восприятия целый огромный пласт, значимость которого чрезвычайно велика. Именно поэтому и возникает у Маркса, да и не только у него, ошибочное, или не полное понимание предмета политической экономии.
Марксистская теория определяет политическую экономию как науку, изучающую общественные отношения людей, возникающие в процессе производства, но вовсе не занимающуюся изучением самого процесса производства. Но ведь нельзя при таком подходе, до конца раскрыть и понять трудовую природу стоимости и природу прибавочной стоимости, учитывая, что эти две субстанции рождаются и создаются именно в процессе производства. Именно производство, как основная хозяйственная деятельность человека определяет производственные отношения. Степень развития производства определяет, какие формы примут производственные отношения. Невозможно исследовать производственные отношения в отрыве от исследования самого процесса производства.
Политическая экономия – есть наука о хозяйственной деятельности человека. Ошибочное понимание категории человеческого труда порождает у Маркса ошибочное же понимание хозяйственной деятельности, а вместе с тем и неправильное понимание политической экономии. Человеческий труд в понимании Маркса, - это целенаправленная деятельность человека, в результате которой он создает для себя материальные блага. Маркс интуитивно упоминает, что в процессе труда человек действует на предмет природы, но не заостряет на этом факте особого внимания. Труд интересует Маркса, прежде всего, лишь как действие человека, как процесс сам по себе. Он писал: «Если отвлечься от определённого характера производительной деятельности и, следовательно, от полезного характера труда, то в нём остаётся лишь одно, - что он есть расходование человеческой рабочей силы. Как портняжество, так и ткачество, несмотря на качественное различие этих видов производительной деятельности, представляют собой производительное расходование человеческого мозга, мускулов, нервов рук и т. д. и в этом смысле — один и тот же человеческий труд. Это лишь две различные формы расходования человеческой рабочей силы».[2]
Но ведь труд - это не просто процесс, какое-то механическое действие, производимое человеком. Это процесс воздействия человека на физическую материю, на природу, процесс взаимодействия человека с природой. Упуская из вида это обстоятельство, Маркс делает вывод, что хозяйственная деятельность человека – есть процесс беспрерывного создания человеком материальных благ, сознательно исключив из этого процесса значение окружающего материального мира. А ведь без осознания того, что труд – это физический процесс влияния человека на материю, процесс труда становится бессмысленным и бесполезным, он становится процессом ради процесса. Тем самым, Маркс ограничивает круг своих исследований, так как труд, в самом широком экономическом смысле, - есть не что иное, как процесс сопротивления человека силам Природы, противостояние, изменение и подчинение Природы. По словам известного русского философа С.Н. Булгакова: «Хозяйство есть борьба человечества с стихийными силами природы в целях защиты и расширения жизни и очеловечивания природы, превращения ее в потенциальный человеческий организм».[3] Неосознанное отрицание Марксом природного фактора привело его к неправильному пониманию процесса труда и процесса производства. Маркс не увидел и не понял того, что в процессе производства принимают участие и силы Природы, что процесс производства, – это не только лишь процесс соединения человеческого труда, как целесообразной деятельности с орудиями производства, но и процесс воздействия человеком на материю, процесс соединения человеческих усилий с Природой, процесс осознанного и целенаправленного изменения формы материи человеком. Хозяйственная деятельность свойственна только человеку, так как основывается на разумных действиях человека в его противостоянии враждебным силам природы, кроме того, в своей хозяйственной деятельности люди используют деятельность животных и растений, т.е. деятельность самой природы.