Структурные особенности и основные характеристики федерального закона «О федеральном бюджете на 2004 год»
В структуре непроцентных расходов федерального бюджета без учета ЕСН в 2004 году 39,7 % (37,5 % в 2003 году) составляют расходы на обеспечение внутренней и внешней безопасности страны, включая расходы на военную реформу, финансирование социальной сферы и науки - 21,3 % (21,2 % в 2003 году), финансовая помощь регионам -16,1 % (17,5 %) и государственная поддержка отдельных секторов и отраслей экономики -9,5% (10,6%).
Важной особенностью федерального бюджета на 2004 год является то, что при погашении государственного долга в объеме 430,9 млрд. рублей рефинансирование государственного долга за счет новых государственных заимствований составляет 365,5 млрд. рублей, из которых привлечение займов на внутреннем финансовом рынке - 258,9 млрд. рублей и государственные внешние заимствования -106,6 млрд. рублей.
Сальдо расходной и доходной частей (сбалансированность бюджета)
Профицит федерального бюджета в 2004 году предусматривается в объеме 83,4 млрд. рублей, или 0,5% ВВП, что несколько выше утвержденного уровня профицита федерального бюджета на 2003 год (72,2 млрд. рублей, или 0.6% ВВП), однако значительно ниже его ожидаемого объема (158,1 млрд. рублей, или 1,2% ВВП) в текущем году. Федеральный бюджет РФ построен на том, что доходная часть федерального бюджета базируется на оценке среднегодовой мировой цены на нефть марки URALS на уровне 22,0 доллара США за баррель. В случае снижения мировых цен на нефть до уровня 20,0 доллара США за баррель представленная конструкция федерального бюджета на 2004 год не будет сбалансирована по доходам и расходам.
В соответствии со статьей 1 законопроекта превышение доходов над расходами в сумме 83,4 млрд. рублей предусмотрено направить в 2004 году на образование Стабилизационного фонда Российской Федерации. Предлагаемый механизм образования и использования Стабилизационного фонда представлен в проекте федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части создания Стабилизационного фонда Российской Федерации». Согласно предложенным изменениям Бюджетного кодекса Российской Федерации Стабилизационный фонд создается в целях снижения зависимости федерального бюджета от внешнеэкономической конъюнктуры и представляет собой резерв денежных средств, накапливаемых на специальном счете по учету средств федерального бюджета. Использование Стабилизационного фонда предусматривается исключительно в целях финансирования дефицита федерального бюджета при снижении фактической или прогнозной цены на нефть марки URALS ниже базовой цены (20,0 доллара США за баррель). При снижении цен на нефть ниже базового уровня (20,0 доллара США за баррель) предусматривается финансирование дефицита федерального бюджета за счет средств Стабилизационного фонда.
Председатель Счетной палаты России Сергей Степашин считает[8], что скрытые резервы увеличения доходной базы федерального бюджета-2004 заложены в совершенствовании налогового и таможенного администрирования. Необходимо также, по мнению главы СП РФ, усилить контроль за поступлением доходов от сдачи в аренду госсобственности, активизировать работу по погашению бюджетных кредитов и ссуд.