Структурные особенности и основные характеристики федерального закона «О федеральном бюджете на 2004 год»
Расходная часть
Расходы федерального бюджета на 2004 год в сумме 2 659,4 млрд. рублей составят 17,4 % от ВВП. В структуре расходов федерального бюджета на 2004 год процентные расходы занимают 10.8 %, непроцентные расходы - 89,2 %, непроцентные расходы (без учета ЕСН) - 72,7 %, расходы в части взаимоотношений с бюджетами государственных внебюджетных фондов (за счет поступлений ЕСН) - 16,5 %, расходы целевых бюджетных фондов - 0,5 % (приложение № 6).
Расходы федерального бюджета на 2004 год в части его взаимоотношений с бюджетами государственных внебюджетных фондов (за счет поступлений ЕСН) предусматриваются в размере 438,2 млрд. рублей, или 2,9 % от прогнозируемого объема ВВП. Доля указанных расходов федерального бюджета в ВВП в 2004 году по сравнению с 2003 годом увеличивается на 0,06 процентного пункта. Темп роста расходов в части взаимоотношений с бюджетами государственных внебюджетных фондов в 2004 году по сравнению с утвержденным в 2003 году показателем составляет 119,8 % в номинальном выражении.
Процентные расходы федерального бюджета на 2004 год снижаются в реальном выражении на 5,6 % по сравнению с утвержденным уровнем 2003 года и проектируются в сумме 287,6 млрд. рублей. Доля процентных расходов в структуре расходов федерального бюджета без учета ЕСН в 2004 году снижается по сравнению с 2003 годом с 14 % до 12.9 %.
Непроцентные расходы федерального бюджета (без учета ЕСН) проектируются на 2004 год в сумме 1 933,7 млрд. рублей. Важной особенностью федерального бюджета на 2004 год является ограничение объема непроцентных расходов федерального бюджета (без учета ЕСН) в реальном выражении на уровне ожидаемой их оценки за 2003 год. При этом в 2004 году предусмотрено снижение доли непроцентных расходов без учета ЕСН в ВВП до уровня 12,6 % по сравнению с 13 % в утвержденном бюджете 2003 года и 13.3 %, по ожидаемой оценке 2003 года.
Динамика непроцентных расходов федерального бюджета в 2004 году отражает приоритеты бюджетной политики в отношении финансирования судебной власти - темп роста в реальном выражении 118,8 % (номинальный темп роста - 130,5 %), правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности государства - 115,5 % (126,9 %), национальной обороны - 108,8 % (119,4 %), предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий - 112,8 % (123,8 %), мобилизационной подготовки - в 2 раза (2,2 раза) и государственного управления -105,3 % (115,6 %). Предусмотрено увеличение финансирования расходов федерального бюджета по разделам «Здравоохранение и физическая культура» на 11,6 % (22,5 %), «Образование» - на 9,8 % (20,6 %), «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу» - на 4,7 % (14,9 %).
Вместе с тем расходы федерального бюджета на 2004 год по финансированию финансовой помощи регионам предусмотрены со снижением в реальном выражении на 4,8 % (номинальный темп роста 104,5 %) по сравнению с утвержденным в 2003 году уровнем. Снижение в реальном выражении по сравнению с уровнем 2003 года проектируется в законопроекте также по разделам расходов федерального бюджета «Транспорт, связь и информатика» - на 16,6 %, «Дорожное хозяйство» - на 8,9 %, «Промышленность, энергетика и строительство» - на 4.3 %, «Сельское хозяйство и рыболовство» - на 6.5 %.