Структурные особенности и основные характеристики федерального закона «О федеральном бюджете на 2004 год»
Характерной особенностью законопроекта является достижение бюджетной сбалансированности в условиях изменения налогового законодательства, направленного на снижение налоговой нагрузки на экономику, ограничения роста непроцентных расходов, продолжения реализации реформы межбюджетных отношений в рамках Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, необходимости оптимизации и существенного повышения эффективности бюджетных расходов, внедрения современных методов бюджетного планирования, ориентированных на достижение конечных результатов.
Федерального бюджета на 2004 год рассчитан исходя из оптимистического прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в 2004 году, в соответствии с которым объем ВВП должен составить 15 300,0 млрд. рублей, темпы его роста - 105,2 % к уровню 2003 года, целевой уровень инфляции - 108 - 110 %, среднегодовой курс рубля к доллару США - 31,3 рубля за доллар США.
Доходная часть
В соответствии с заявленными Правительством Российской Федерации подходами доходы федерального бюджета на 2004 год сформированы в сумме 2 742,9 млрд. рублей, исходя из мировой цены на нефть марки URALS 22,0 доллара США за баррель, расходы федерального бюджета на 2004 год рассчитаны в объеме 2 659,4 млрд. рублей на основе мировой цены на нефть марки URALS 20,0 доллара США за баррель и профицит проекта федерального бюджета определен в объеме 83,4 млрд. рублей.
В структуре доходов федерального бюджета на 2004 год налоговые доходы занимают 75,5 %, что ниже утвержденного уровня 2003 года (78,3 %), неналоговые доходы - 8 % (6 %), доходы целевых бюджетных фондов - 0,5 % (0,6 %) и доходы от поступлений по единому социальному налогу - 16 % (15,1 %).
Доходы федерального бюджета на 2004 год без учета перечислений по единому социальному налогу предусматриваются в объеме 2 304,6 млрд. рублей, доходы от поступлений по единому социальному налогу - 438,2 млрд. рублей. Существенной особенностью законопроекта является бюджетная политика в области доходов, направленная на сокращение объема финансовых ресурсов, перераспределяемых через бюджетную систему. Так, если ежегодный прирост доходов федерального бюджета (без учета ЕСН) в реальном выражении за 2001 - 2003 годы составлял в среднем 5,8 %, то в 2004 году - только 2,3 %. При этом доля доходов федерального бюджета (без учета ЕСН) к ВВП сокращается с 15,7 % в 2003 году до 15,1 % в 2004 году.
Налоговые доходы. Снижение роста проектируемых доходов федерального бюджета в 2004 году в значительной мере обуславливается проведением налоговой реформы, обеспечивающей в 2004 году снижение налоговой нагрузки на экономику на 1 % ВВП, что, по оценке, представленной в материалах к законопроекту, может позволить увеличить темпы роста ВВП на 0,3 процентного пункта. Важной причиной проектируемого снижения роста доходов федерального бюджета в 2004 году является также прогнозируемое падение мировых цен на нефть с 26,0 доллара США за баррель в 2003 году до 22,0 доллара США за баррель в 2004 году.