Структурные особенности и основные характеристики федерального закона «О федеральном бюджете на 2004 год»
При расчете налоговых доходов федерального бюджета на 2004 год учтены принятые изменения налогового законодательства в части снижения основной ставки НДС (с 20 % до 18 %), снижения ставок вывозных таможенных пошлин на товары (за исключением нефти, нефтепродуктов и газа), увеличения базовой ставки НДПИ на нефть (с 340,0 рубля за тонну до 347,0 рубля за тонну), а также увеличение ставки вывозной пошлины на природный газ (с 5 % до 30 % при отмене акциза на газ). Вместе с тем при формировании налоговых доходов федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации на 2004 год в расчеты включены изменения, произведенные на основе не принятых и не вступивших в законную силу изменений Налогового кодекса Российской Федерации в части налога на имущество организаций, водного налога, сбора за право пользования объектами животного мира и за право пользования водными биологическими ресурсами, а также специального налогового режима в виде единого сельскохозяйственного налога. Это вносит неопределенность в оценку обоснованности расчетов налоговых доходов федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации на 2004 год.
В структуре налоговых доходов федерального бюджета на 2004 год наибольший удельный вес занимают налог на добавленную стоимость (47,7 %), налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции составляют 25,7 % и налог на прибыль - 7,9 %. В 2004 году наиболее существенное снижение доходов федерального бюджета по сравнению с утвержденным в 2003 году уровнем предусматривается по налогу на прибыль (на 7.7 %) в связи с предусматриваемой передачей 1-процентного пункта федеральной ставки данного доходного источника в пользу бюджетов субъектов Российской Федерации. При снижении ставки по налогу на добавленную стоимость с 20 % до 18 % поступления по данной статье доходов федерального бюджета на 2004 год увеличиваются на 4,5 % по сравнению с утвержденным в 2003 году уровнем.
В 2004 году проектируется существенное увеличение поступлений в доходы федерального бюджета по налогам на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции - на 58,5 % к утвержденному в 2003 году уровню. При этом рост ввозных таможенных пошлин в 2004 году предусматривается соответственно на 20,1 %, а рост вывозных таможенных пошлин - на 89,6 %. В связи с отменой акциза на газ и передачей акциза на алкогольную продукцию в бюджеты субъектов Российской Федерации поступление акцизов по подакцизным товарам и отдельным видам минерального сырья проектируется в федеральном бюджете на 2004 год со значительным снижением к утвержденному в 2003 году уровню - на 58,6 %.
Неналоговые доходы федерального бюджета в 2004 году предусмотрены в объеме 219,2 млрд. рублей, что на 50,4 % выше утвержденного в 2003 году уровня и на 43,8 % - их ожидаемого поступления в текущем году. Доля неналоговых доходов в объеме доходов федерального бюджета увеличивается с 6 % в 2003 году до 8 % в 2004 году. Рост неналоговых доходов федерального бюджета на 2004 год предусматривается за счет поступлений доходов от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, - на 82,5 млрд. рублей к утвержденному в 2003 году уровню (на 62,9 млрд. рублей к ожидаемому в текущем году). Вместе с тем увеличение неналоговых доходов в значительной мере связано с изменением методики учета средств от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, по отдельным ведомствам и соответствующим отражением указанных средств в доходах и ведомственных расходах федерального бюджета (МВД России, Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации, Минэкономразвития России и Гохрана России). Это повлияло на изменение прогнозируемого на 2004 год объема неналоговых доходов в сторону его увеличения на 18,1 % от общей суммы неналоговых доходов на 2004 год.