Антимонопольная политика. Государственное регулирование цен.
Из федеральных ведомств, по его словам, в 2006 году лидером по числу жалоб на размещение государственного заказа стал Пенсионный фонд. Нарушения были обнаружены также в Федеральной налоговой службе, Федеральной службе по тарифам, Росстрое, Росздравнадзоре, Рособразовании. Евраев подчеркнул, что реформа системы государственного заказа только началась и здесь крайне важным станет готовящееся постановление правительства, где будут перечислены товары, работы и услуги, которые заказчик сможет закупать только на аукционе. В ФАС рассчитывают, что перечень будет довольно большой. В него войдут например, все продукты питания, виды топлива, а также многие другие товары и услуги. Другое правительственное постановление определит порядок и требования к оценке победителей конкурса.
21 марта 2007 года депутаты Госдумы приняли согласованные с Советом Федерации поправки в закон о размещении госзаказов, которые облегчат жизнь предпринимателям. Так, цена государственного или муниципального контракта не сможет изменяться в ходе его исполнения, за исключением ряда случаев, когда договор заключается на несколько лет. Исключительно на аукционах будут проводиться закупки госуслуг, связанные со строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом. Осуждается и переход размещения информации не только в газетах и журналах, но и в Интернете, а также возможность проведения электронных аукционов при размещении заказа стоимостью более 500 000 рублей. Так что, возможно уже в этом году прозрачность конкурсов и аукционов по размещению госзаказов вырастет в несколько раз. Этому намерены способствовать и антимонопольщики, получившие широкие полномочия по проверке деятельности государственных заказчиков по всей стране. Напомним, что на госзакупки в 2007 году выделена беспрецендентная сумма – около 3 триллионов рублей.
В конце февраля 2007 года ФАС признала фирму «Русскарт» - производителя чипсов – нарушителем Федерального закона «О защите прав потребителей». Компания уличена в распространении ложных сведений, которые могут причинить убытки другим производителям чипсов. Речь идёт о таблице, размещённой на упаковке продукции. В ней указано, что в чипсах и сухариках этой фирмы содержание акриламида ( опасного для здоровья канцерогена) составляет 0 мкг/кг. При этом содержание того же канцерогена в аналогичной продукции конкурентов составляет 300 мкг/кг – в сухариках, а в чипсах – 150 мкг/кг.
Проведённая ФАС экспертиза показала, что информация об абсолютной безвредности «быстрой» еды сильно преувеличена – содержание акриламида в ней соответствует среднему показателю.
Фирме-нарушителю дано два месяца на устранение несоответствий обложки и содержания.
В феврале 2007 года антимонопольная служба ограничивает выделение земельных участков под бензоколонки. В скором времени владельцам более 35% земельных участков под бензоколонками расширять свои владения станет практически невозможно. ФАС приготовила новый проект; поправки уже согласованы и будут приняты во втором полугодии 2007 года. Суть законопроекта состоит в том. Чтобы в субъектах РФ и муниципальных образованиях ни одна компания, контролирующая значительную долю этого рынка, не могла получить новые земельные участки, если ей принадлежат более 35% бензоколонок данного региона. Глава ФАС Игорь Артемьев подчеркнул, что если участник занимает 35% - ю долю и более, его не будет касаться это ограничение, однако он не сможет принимать участие в новых конкурсах на предоставление участков под АЗС. Как считают в ФАС, такими образом можно будет добиться демонополизации розницы по нефтеторговле. Кроме того, данные поправки должны вывести на региональные рынки автозаправок как минимум три конкурентные компании. Хотя в идеале их должно быть около 20.
По мнению экспертов ФАС, сегодня сложившийся за последнее десятилетие территориальный принцип развития рынка поставок нефтепродуктов фактически привёл к возникновению монополий в большинстве регионов страны и разделу рынков по территориальному принципу. Уровень экономической концентрации свидетельствует о его негативном влиянии на ситуацию с развитием конкуренции во многих субъектах РФ. По данным ФАС, 63% субъектов Российской Федерации находятся в зоне высококонцентрированных рынков поставок нефтепродуктов. То есть на этих рынках коэффициент концентрации СR-3 превышает 70%.