Антимонопольная политика. Государственное регулирование цен.
К методам либерализации можно отнести поощрение диверсификации производства, развитие малого бизнеса, снижение таможенных пошлин, отмену квот и лицензий и т.п.
Государственное регулирование в России. Федеральная антимонопольная служба.
Правительство может вмешиваться в механизмы ценообразования путём установления фиксированных цен. Чаще всего это распространяется на естественные монополии.
Если целью регулирования является эффективное распределение ресурсов, то цена должна быть установлена на уровне предельных издержек. Если целью регулирования является обеспечение справедливой прибыли, то цена устанавливается на уровне средних издержек.
В России контроль за нарушениями антимонопольного законодательства осуществляет Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Она следит за поведением фирм на рынке, борется с недобросовестной конкуренцией; контролирует рекламу; старается не допустить образование монополий.
ФАС контролирует сделки между крупными компаниями. В феврале 2007 года она одобрила сделку компаний РУСАЛ, СУАЛ и «Гленкор». Служба пришла к выводу. что в результате сделки будет достигнут положительный социально-экономический эффект, что необходимо для одобрения сделки согласно статье 13 Федерального закона «О защите конкуренции». Все три компании на сегодняшний день еже получили разрешение Европейской конференции, а также антимонопольных органов Украины. Черногории и Турции.
Первая российская транснациональная корпорация имеет все шансы стать мировым лидером отрасли.
Идея об объединении производителей алюминия и глинозема была озвучена ещё летом 2006 года. Но для этого компаниям требовалось получить согласие антимонопольщиков. На коллегии ФАС была принята стратегия развития объединённой компании. И она получила высокую оценку главы ведомства Игоря Артемьева. По его словам, Объединение трёх компаний будет означать появление первой российской транснациональной корпорации – мирового лидера алюминиевой отрасли. И это отвечает мировым стандартам, будет способствовать мировым тенденциям , усилению позиций России на рынке как полноправного партнёра международной экономической интеграции и росту её влияния на мировых рынках, считает Артемьев.
Новая объединённая компания должна стать крупнейшим производителем на рынке , сообщалось ранее. На долю компании приходится около 12,5 % мирового рынка первичного алюминия и 16 % производства глинозема.
31 марта 2007 г. ФАС внесла в правительство проект постановления, которое разрешит инвесторам свободно покупать блокирующие пакеты акций банков с капиталом ниже 3 миллиардов рублей.
Ещё недавно предварительное согласование с ФАС требовалось при покупке так называемого блокирующего пакета - свыше 25% акций в капитале кредитной организации, уставной капитал которой превышает 160 миллионов рублей. А при уставном капитале меньшего размера будет действовать уведомительный порядок.
Кроме того, по новому постановлению предварительного разрешения ведомства потребуют сделки по слиянию банков с активами свыше 10 миллиардов рублей. Также введены ограничения для других покупателей банковских акций: для профучастников фондового рынка планка установлена на уровне 100 миллионов рублей банковского актива, для страховых организаций, кроме медицинских, - в 200 миллионов рублей, а для ломбардов и регистраторов – 50 миллионов рублей. Таким образом, под контролем ФАС остаётся не более трети финансового рынка по сделкам, связанным с концентрацией банковского капитала.
Между тем ФАС и Федеральная служба по финансовым рынкам создали специальную комиссию, которая будет следить за нарушениями на рынке ценных бумаг. Возглавляет комиссию заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров. По его словам, аналогичная комиссия, совместно с Центробанком, ранее была создана для работы на банковском рынке.
ФАС осуществляет контроль над рекламой. Как показала практика, чаще всего в прошлом году нарушали закон о рекламе на рынке лекарственных средств, финансовых услуг и заведений.