Антимонопольная политика. Государственное регулирование цен.
В рыночной экономике возможны ситуации, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов, т.е. терпит фиаско. Тогда становится необходимым вмешательство государства.
Одна из причин существования фиаско рынка – недостаточная конкуренция. Последняя определяется как соревнование хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия ограничивают возможность каждого влиять на общие условия реализации товаров на рынке и стимулируют производство необходимых потребителю товаров. Полной противоположностью является монополия, при которой число продавцов становится бесконечно малым и это позволяет им оказывать влияние на объём производства, а следовательно и на цену. Монополист всегда может манипулировать объёмом производства и ценой, что чаще всего приводит к понижению первого и роста второй. В результате ресурсы распределяются таким образом, что это отвечает интересам монополистов-производителей, а не целям общества, что вызывает нерациональное распределение ресурсов.
Для предотвращения последствий монополизации экономики государственные органы вмешиваются в экономику: тщательно изучают рынки и делают для них расчёт показателей концентрации, выявляют на этой основе конкурентные и монополизированные отрасли. Государство придерживается дифференцированного подхода, сохраняя экономике зоны естественной монополии, проводя жёсткую антимонопольную политику по отношению к другим производителям.
Антимонопольное законодательство – законодательство, направленное против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти. Антимонопольное законодательство может пониматься в узком и в широком смысле этого слова. В первом случае оно направлено против чистых монополий и крупных олигополий, обладающих избыточной монопольной властью, а также на предотвращение «нечестных» действий, нарушающих общепринятые нормы делового общения. Широкая трактовка антимонопольного законодательства направлена против всех форм накопления монопольной власти (в том числе и мелкими фирмами), любых форм монопольного поведения.
Степень монополизации отрасли определяется на основе показателей концентрации отрасли, к которым относятся следующие:
· коэффициент концентрации, равный удельному весу четырёх (восьми или иному количеству) наиболее крупных фирм в отрасли. Считается, что если 4 фирмы выпускают более 40% объёма производства, то отрасль монополизирована в ограниченных пределах; если им принадлежит более 60%, то отрасль монополизирована значительно и возникает угроза конкуренции;
· степень монополизации отрасли М. Расчёт производится по формуле М=(Р-С) / Р, где Р- цена продукции, С- издержки. Если в долговременном периоде М=О, то отрасль конкурентна, если же М>О, то отрасль монополизирована;
· индекс Герфиндаля , где доля каждой фирмы возводится в квадрат и суммируется с другими. Если индекс равен 10000, то мы имеем дело с чистой монополией, отрасль считается монополизированной уже при Н=1800.
Основу государственной антимонопольной политики составляет соответствующее законодательство, представляющее собой совокупность правовых норм, призванных защитить и усилить конкуренцию, снизить возможность долгосрочного извлечения экономических прибылей. Реализуется же антимонопольное законодательство посредством административных и организационных мероприятий. Первые предполагают контроль над рынками продукции: за движением цен, возможностью их фиксации, наличием ценовой дискриминации, слияниями и поглощениями и т.п. Если выявляются нарушения антимонопольного законодательства, то к фирме применяются финансовые санкции. Организационные мероприятия имеют целью антимонопольную профилактику, которая проводится путём последовательной либерализации рынков. В этом случае государство идёт на уменьшение или отмену барьеров, препятствующих доступу новых конкурентов в отрасль; результатом этого становится рост числа производителей и уменьшение объёма производимой продукции.