Конкуренция как форма рыночного контроля
Ценовая дискриминация – она состоит в том, что одинаковые товары фирма продает различным покупателям по разным ценам, в зависимости от их платежеспособности.
Монополистическая конкуренция возникает там где хозяйствуют десятки фирм, между которыми не допустим тайный сговор.
Каждая фирма действуя, сама для себя определяет свою ценовую политику. Предсказать и учесть действия всех других участников конкуренции практически невозможно. Совершенная конкуренция и чистая монополия - два крайних случая рыночной структуры. И то и другое бывает чрезвычайно редко.
Промежуточной и гораздо более реалистичной стадией является монополистическая конкуренция. В этом случае фирмы ,хотя и сталкиваются с конкуренцией со стороны других фирм, входящих в отрасль или уже существ. продавцов, но обладают некоторой властью над ценами на свои товары. Для этой рыночной структуры также характерна дифференциация товаров, то есть многие фирмы предлагают похожие, но не идентичные товары. Если в условиях совершенной конкуренции фирма выбирает только объем производства (цена задается экзогенно), то монополист может не только определять объем производства, но и назначит цену.
Рыночная структура характеризуется как система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, она опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства.
Конкуренция- способ взаимодействия фирм на рынке с целью определения выгодных рыночных позиций. Условия в которых осуществляется некоторых фирм называются рыночные структуры. Эти условия отличаются по следующим параметрам:
1. количество фирм на рынке
2. тип, продукта (стандартный, однородный и дифференцированный), то есть имеющий отличие в потребительских характеристиках в рамках одного типа продукта.
3. возможность входа и выхода на отраслевой рынок.
4. доступность информации,
Разнообразие этих условий позволило выделить четыре основных типа рыночных структур:
1. совершенная конкуренция
2. монополия
3. олигаполия
4. монополистическая конкуренция
Совершенная конкуренция- это многочисленность фирм на рынке ( близок многомиллионный, однородный, стандартный продукт, с легким входом и выходом на отраслевой рынок, прозрачность рынка, доступность информации).
Монополия- это единственный производитель, производящий уникальную, не имеющую заменителей продукцию, наличие экономических барьеров, препятствующих входу на отраслевой рынок, информация не доступна для других фирм.
Олигополия- это несколько крупных фирм, продукция может быть однородной и дифференцированной, наличие экономических барьеров, ограничение инфляции.
Монополистическая конкуренция- это многочисленность фирм (500-800-1000) фирмы приводят дифферанционный продукт (ресторан, бизнес, рынок газет) пресечение границ, легкий вход и выход на сегмент других фирм, инфляция здесь доступна.
Совершенный рынок – это олигополия и монополистическая конкуренция. За исключением совершенной конкуренции все структуры относятся к несовершенным рынкам, то есть фирмы обладают способностью повлиять на рыночные параметры( цену и объем)
Рынок совершенной конкуренции, для следующих рыночных структур свойственно стремление к максимализации прибыли, что позволяет вывести общие правила определение выгодного спроса предложения.
Для рынка совершенной конкуренции характерно то, что фирма имеет микроскопическую долю на рынке, то есть своими действиями по изменению спроса предложения не может существенно повлиять на сложившуюся, на рынке ситуацию. Такая фирма состоит в приспособлении к сложившейся рыночной цене.
При рыночной монополии, особенность функционирования предприятия состоит в том, что она одна работает на весь рынок, выступает ценоискателем, выбирая выгодные параметры на своем рынке. В зависимости от условий, по которым предприятие становиться монополистом, различают естественную монополию, когда предприятие в силу наличия положительного эффекта масштаба расширяясь, может достигнуть такого размера предприятия, при котором предложение продукции осуществляется по самым низким ценам.
В этом случае более мелкие предприятия, имеющие большие издержки не могут соперничать с монополией.
Конкуренция осуществляется тогда, когда много продавцов конкурируют, чтобы продать дифференцированный продукт на рынке, где возможно появление новых продавцов. Для рынка с монополистической конкуренцией характерно следующее:
1. Товар каждой фирмы, торгующей на рынке, является несовершенным заменителем товара реализуемого другими фирмами.