Конкуренция как форма рыночного контроля
Рынок представляет собой систему отношений, в которой связи покупателей и продавцов настолько свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться.
Рынок – это прежде всего, место встречи продавцов и покупателей; между ними происходит обмен по цене, о которой удалось договориться обоим. При этом происходит добровольный отказ от своей собственности и присвоение чужой. Следовательно, рынок означает взаимную передачу прав собственности.
Наличие конкуренции предполагает множество покупателей, одного и того же товара, поэтому переход от индивидуального спроса к рыночному может быть осуществлен путем суммирования величин спроса, предъявленного каждым покупателем при разных возможных ценах.
Фирмы на рынках могут устанавливать цены таким образом, что потенциальным новым производителям на рынке было невыгодно начать на нем торговлю. Для достижения этой цели фирмы на рынке могут устанавливать цены, которые не максимизируют их текущие прибыли. Вместо этого они устанавливают цены с таким расчетом, чтобы удержать новых производителей от входа на рынок и оказания понижающего воздействия на будущие прибыли. Фирмы либо сговариваются, либо следуют примеру других фирм при установлении таких цен, которые могли бы предотвратить вступление на рынок «чужаков».
Для достижения этой цели они оценивают минимально возможные средние издержки любого нового потенциального производителя и предполагают, что любой новый производитель примет цену, установленную существующими фирмами, и будет ее придерживаться. Кривая спроса сама по себе не дает ответа на запрос, какой из альтернатив уровня цен реально существует на рынке, это зависит не только от спроса но и от предложения.
Предложение - количество товара, которое производители могут и хотят произвести, чтобы их продать по определенной цене, оно так же как и спрос зависит от цены, но эта зависимость прямая, с повышением цен, величина предложения возрастет и наоборот со снижением цен предложение сократиться. Это зависимое предложение от цены выраженного законом предложения.
Некоторые рынки приближаются к конкуренции (например: рынок зерна, ценных бумаг, иностранных валют). Для нас имеет значение не только область знания этих рынков, но и тот факт, что конкуренция является простейшей ситуацией и дает исходный образец для сравнения и оценки эффективности в реальности экономических процессов.
Естественно в течение некоторого отрезка времени фирма получает сверхприбыль, но бывает и такое, что она несет убытки.
В условиях свободного входа и выхода из отрасли слишком высокая прибыль привлекает в данную отрасль другие фирмы, а убыточные фирмы разоряются и уходят из отрасли.
Если данная фирма свободна в отрасли, то другие фирмы также могут свободно входить и выходить в эту отрасль.
Конкуренция заставляет фирмы производить продукцию с минимальными средними издержками и продавать ее за цену, соответствующим этим издержкам. Если бы мы построили график, то могли бы увидеть, что кривая средних издержек только касается кривой спроса.
Но если бы на производстве издержки продукции были бы выше цен, то это бы обозначало, что любая продукция на фирме была бы экономически убыточной, то есть фирме пришлось бы ликвидироваться в этой области услуг. И было бы наоборот, если бы средние издержки были бы ниже кривой спроса, а соответственно и цены, то это означало бы, что кривая средних издержек пересекла кривую спроса.
И образовался бы некий объем производства, который бы приносил предприятию прибыли больше.
Но с приходом новых предприятий в эту отрасль, рано или поздно свел бы эту прибыль на нет, то есть прибыль бы уменьшилась в связи с конкуренцией. Таким образом, кривые должны касаться только друг друга, что создавало бы ситуацию длительного равновесия: ни прибыли, ни убытков.
Но возникает один очень для меня интересный вопрос, что в условиях равновесия на всех фирмах данной конкурентной отраслей издержки должны быть одинаковые.
Такое кажется не правдоподобным, но ведь все мы знаем, что одни фирмы работают на сырье высшего качества, а другие на сырье низкого качества, третьи - имеют у себя более современное и эффективное оборудование, четвертые - очень квалифицированный персонал, пятые - самых лучших менеджеров.
И как мы знаем, не бывает двух одинаковых предприятий. Совершенно очевидно, что на фирмах, использующих лучшие ресурсы, издержки будут более низкими. Как же согласовать этот очевидный факт с положением о том, что средние издержки для всех фирм будут в условиях совершенной конкурентной отрасли одинаковы?