Конкуренция как форма рыночного контроля
В теории экономики существует такое объяснение: предполагается, что владельцы более совершенных ресурсов получают большее вознаграждение, то есть более квалифицированный рабочий получают более большую заработную плату, за более современные и совершенные машины приходиться платить более высокую цену и также есть множество других примеров.
Таким образом, предприятия, которые получили сверх прибыль за счет более эффективных ресурсов, расходуют эти средства на их оплату. Вот это и объясняет тенденцию к равенству издержек, существующих в конкурентной отрасли.
Конкуренция, как и рыночная экономика в целом, обладает также некоторым рядом недостатков. Если мы говорим о том, что совершенная конкуренция обеспечивает эффективное распределение ресурсов и максимальное удовлетворение потребностей покупателей, то здесь не следует забывать о том, что она исходит также от платежеспособных потребностей, из распределения денежных доходов, которые также сложились более в раннем сроке. Такая модель создает равенство возможностей, но опять же она не дает гарантии на равенство результатов. Совершенная конкуренция учитывает лишь те издержки, которые со временем бы окупились. Но в условиях недостаточной спецификации прав собственности существуют еще и такие выгоды (издержки), которые не учитываются фирмами, и их осуществляет общество.
В рассмотренном случае можно говорить о том, что побочные внешние выгоды или издержки (при положительных и отрицательных экстерналиях). Поэтому в условиях собственности возможно недопроизводство положительных и перепроизводство отрицательных экстерналий.
Также совершенная конкуренция не предусматривает производство общественных благ, которые всегда приносят удовлетворение потребителям, однако не могут быть четко раздеделены, оценены и проданы каждому потребителю в отдельности в руки, то есть поштучно. Такое относиться к нескольким общественным благам, таким, как противопожарная безопастность, национальная борьба и других благ.
Совершенная конкуренция предполагает очень большое количество фирм, но она не всегда способна обеспечить концентрацию ресурсов, необходимых для ускорения научно-технического прогресса. В первую очередь это, прежде всего
касается фундаментальных исследований (которые, как правило, всегда бывают убыточными), наукоемких и капиталоемких отраслей.
Также совершенная конкуренция способствует унификации и стандартизации продукции. И так же она не предполагает в полной мере слишком огромный диапазон покупателей- потребительского выбора. Хотя в современном обществе, который достиг высокого уровня потребления, развиваются разнообразные вкусы на предлагаемый товар производителей.
Потребители теперь не только учитывают утилитарное назначение, какой либо вещи, но и обращают внимание на ее оформление, дизайн, возможность приспособить ее к индивидуальным особенностям каждого человека. Возможно это все лишь в случае дифференциации продуктов и услуг, что связано, однако, с повышением издержек их производства.
Ограниченность совершенной конкуренции преодолевается в условиях различных типов рыночных структур.
Конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции, называется несовершенной. Крайним случаем является чистая монополия, это когда в отрасли господствует только одна фирма и где границы фирмы и отрасли совпадают.
Когда в отрасли существует некоторое ограниченное число фирм, возникает такая ситуация как олигополия.
Олигополия - это рыночная структура, когда на рынке действует ограниченное число фирм, выпускающих один и тот же продукт и обладающих неполной рыночной властью над ценами, а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами.
Противоположная ситуация складывается тогда, когда фирм много, но каждая из них обладает хотя бы небольшой частичкой монопольной власти. Такую ситуацию называют монополистической конкуренцией.
Монополистическая конкуренция – это тип рыночной структуры, возникающей в результате дифференциации товаров и услуг.
Монополистическая конкуренция – это случай когда «много конкуренции и мало монополии», монополистическая власть на рынке относительно не велика.
Кроме основных типов рыночных структур, существует еще множество других. Наличие на рынке одного покупателя называется монопсонией.
Монопсония – это монополия со стороны покупателя.
Фирма, которой удается разными категориями потребителей продавать товар по разной цене, называется фирмой, использующей ценовую дискриминацию.